olhanninen olhanninen

olhanninen


Иногда я думаю

Журнал Olga Hanninen о жизни в Финляндии и путешествиях


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
Достоевщина с собственностью в "Левиафане" и "Иде"
olhanninen olhanninen
olhanninen
Просмотр двух фильмов, номинированных на Оскар-2015, российского и польского режиссеров - А. Звягинцева "Левиафан" и П. Павликовского "Ида", оставил меня в легком недоумении: как им удалось получить призы европейских кинофестивалей за столь неясную сценарную достоевщину с собственностью?
01 Левиафан
Герои Звягинцева и Павликовского не принимают мира по той же схеме, что и Иван Карамазов: "Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять".
И герои уходят из него в пьянство, тюрьму, монастырь, самоубийство.
Но, что это за мир, который принять нельзя? Что-то мне он подозрительным показался.

Давайте на этот мир "Левиафана" и "Иды" вместе и посмотрим, начав с отношений собственности в нем. Почему нет?
И там, и тут все начинается и закручивается вокруг нее: у героев отбирают дом!

В фильме А. Звягинцева "Левиафан" мэр по суду отбирает у человека за небольшую компенсацию участок земли, на котором тот построил дом, а затем выстраивает на месте снесенного дома церковь.
Не только на каком основании удалось отобрать участок земли, но и по какому праву человек владел этой землей и построил на ней дом - в фильме остается совершенно неясным.
Ясен лишь смысл: так осуществляется произвол коррумпированной власти.

Так вот я не верю в то, что участок и дом были оформлены в соответствии с законом так, что их отнять было бы невозможно.

Знаете, как это делается? Гораздо проще: дом с обитателями ночью сжигается, когда они спят, а документы исчезают из всех организаций ими занимающихся. И никаких трагедий и душевных разговоров.
А следующие на очереди по отъему участка понимают, что бодаться с Левиафаном станет только самоубийца или дурак.

Подобная ситуация, когда земля нужна для той или иной цели государству или богачу возможна в любых странах, и сопротивление бесполезно, а компенсация невелика. Недаром Звягинцев воспользовался русифицированным сюжетом из жизни американца Марвина Джона Химейера.

Хотя иногда в путешествиях по разным странам видела и забодавших государство: их дома со всех сторон окружены скоростной магистралью - вот ведь как весело и полезно для здоровья там жить и как безопасно переходить дорогу детишкам, наверное.

02 Ида
В фильме П. Павликовского "Ида" во время гитлеровской оккупации Польши сосед убивает евреев и присваивает их землю и дом, где и живет потом с семьей.
При этом он, вероятно из милосердия, не убивает вместе со всеми, а отводит дочку убитых им евреев к католическому священнику, который отдает ее на воспитание в монастырь.
Разве убийца не понимает, что девочка вырастет и начнет выяснять, как убили ее родителей?

А по какому праву поляк-убийца занимает дом? Для этого должны исчезнуть все документы на собственность и отношения с соседями быть идеальными, ведь любой конфликт - основа для доноса на "врага народа" в социалистической Польше.

Кстати, этими делами и занимается в качестве прокурора и судьи сестра убитой еврейки, вместе с которой убили и ее собственного сына, которого она "оставила сестре и ушла на войну".

То есть автор хочет, чтобы я поверила, что прошедшая Вторую Мировую войну и беспощадная к врагам народа "красная Ванда", обладающая, как она сама говорит и, между прочим, реально доказывает дорожной автоинспекции после устроенной ею в пьяном виде аварии, "иммунитетом", связями и полномочиями, не поинтересовалась, кто, где и при каких обстоятельствах убил ее сына и сестру и приватизировал дом ее сестры, где она оставила своего ребенка?!
И при этом, эта высокопоставленная коммунистка в курсе, что дочь ее убитой сестры, ее родная племянница-еврейка Ида, которую она ни разу не попыталась увидеть, выжила, воспитывается в католическом монастыре и собирается принять постриг?
Не смешите мои тапочки.

Федор Михайлович, несмотря на все свои писательские огрехи, все же таких явных нестыковок себе не позволял.

В свете данных отношений собственности в этих фильмах все остальные ужасти совсем не удивляют: ну, пьют русские и польские мужчины и женщины все, что горит, ну вступают в сексуальный контакт со всем, что движется, или выборочно, и при этом разговоры разговаривают о несчастной своей доле, а чаще тяжко многозначительно молчат или завуалированно намекают.

Действительно, такой мир принимать не захочется.

- А потом? - как интересуется героиня-послушница из фильма Павликовского, решившая отведать запретного в постели с юношей и узнать, что предлагает жизнь людям дальше: завести собаку, пожениться, купить дом, нарожать детей - фи, как это пошло, скучно и ненадежно по сравнению с вечностью, куда ведет только дорога к храму.

Остается пожелать им всем счастливого пути, а что еще? Может, еще разок изменим мир или хорош фигней страдать?


Немного правды для подростков в сериале Игра Престолов как причина популярности


О молодежи, сексе и истории России в фильме Рассказы М. Сегала


Притча о перестройке в фильме Географ глобус пропил

03 изгнание
Долой взаимопонимание между мужчинами и женщинами! А. Звягинцев, Изгнание

Экзистенциалистские вопли о судьбе смертного и бессмысленности существования рассматривать не буду: это для идиотов, которые не знают, что все умрем - и они, и вы, и я.
Бритву Оккама знаете? Ну так возьмите ее - и.

Также смешно говорить о каком-то очернении русского и польского народов в этих фильмах, потому что ни книги, ни карикатуры, ни фильмы нации, религии и народы очернить не в состоянии: искусство для этого ненужно, все прекрасно справляются другими средствами.

А фильмы "Ида" и "Левиафан" посмотреть друзьям рекомендую: сняты они красиво и пищу для размышлений дают, для чего, собственно, их и делают - как любит меня спрашивать мой муж: "А ты понимаешь, что это фильм?"

промо olhanninen июнь 25, 17:33 26
Разместить за 10 жетонов
Первый раз вижу фотографию скульптуры с заштрихованным бюстом. Сразу возникло множество вопросов относительно использования изображения живого человека. А ограничивает ли сейчас закон использование фотографии и шире - образа - человека? Можно ли с изображением другого делать все, что угодно? Чем…

  • 1
Достоевщина и есть. Во всех смыслах. Поэтому я смотреть и не собираюсь.

смотрел первый фильм чисто для приобретения своего мнения..
наверное я болван.. высокохудожественный замысел до меня не дошел, а придумывать самому этому УГ замысел мне лень..

фильм про тракториста-танкиста в одиночку принявшего бой с системой смотрел бы с удовольствием..

про тракториста-танкиста в одиночку принявшего бой с с

И я.

Килдозер, да, верно говорит начальник транспортного цеха, вот это бы посмотрел. А так нет.

уже сам хочу посмотреть Левиафан..что-то думаю наверное он мне понравится))

Красивый фильм, просмотри, конечно.
Северная природа, тундра, море.
Но почему людям на природе так скучно и надо выпить - не очень теперь понимаю. Мне кажется, что людям тоскливо, потому что они пьют, а не наоборот. Химия.

Я посмотрела "Левиафана". Мне не понравилось.
Прочитала рецензию Владимира Губайловского «О правде и силе» (о "Левиафане") - http://novymirjournal.ru/index.php/blogs/entry/o-pravde-i-sile-leviafan-andreya-zvyagintseva
поняла, что смотрела так же невнимательно, как Дмитрий Быков.
Это притча. Так её и надо смотреть.

Но сейчас нужны другие фильмы, если мы хотим изменить жизнь в России в лучшую сторону.

Изменить жизнь благодарблагодаря фильмам низя, никак невозможно.

Могу предложить более адекватный способ: научить людей убирать квартиру. Я серьезно: если уборка не требует больших усилий, мозги прочищаются, а мир видится иначе - чище, светлее.

А сидеть в грязи и звездеть о духовности, смешно.

Не хочется мне, чего-то, смотреть, ни тот,ни другой, фильм.

Так ведь фильмы для того и снимают, чтобы их смотреть, если интересно. А если нет, то и не надо. Как и книжки - обязаловка это смешно.

> Так вот я не верю в то, что участок и дом были оформлены в соответствии с законом так, что их отнять было бы невозможно.
А вы поверьте. Лично у меня так отобрали квартиру. Еще раз порадуйтесь, что вам повезло жить в стране, где слово закон что-то значит.

Значит, такой закон, что квартиры и дома у людей можно отбирать. Весь цимес в законе.

Не нравится, меняйте закон.

А у меня мужа знакомой сожгли, ее сестру, мужа сестры и их троих детей, знакомрй племянников. Муж в тот день остался у них в доме ночевать. Все документы на землю пропали.
поджигателей не нашли.

Очень сочувствую насчет квартиры, но вам еще повезло.

У моих прабабушки и прадедушки в 1917 году отняли фабрику, квартиру и дом.
А после блокады у них и еще квартиру отняли, потому что она понадобилась под склад.

И что?

Понимаете, все по закону. Сопротивляться себе дороже, и это если это себе еще будет существовать.

А у меня маму увольняют незаконно. Мы боремся с системой, но она всегда на пять шагов впереди. Бульдозера нет, увы.

Если увольняют, то находитснаходят какие-то законные основания.

Знаете, у меня перед глазами американская развалюха в петле скоростной магистрали, а во дворе в шуме и вони машинн играют чумазые дети. Их родители победили систему.
И что?

Оль, ты как всегда мудра. Если отобрали собственность, значит что-то было не так. Сейчас все же не 90-е годы. В Москве была шумная история несколько лет назад, сносили дома в пойме Москвы-реки. Когда-то дали земли под огороды, а люди домов и особняков понастроили. Но ведь незаконно! На таких землях нельзя строить дома под проживание, но людям закон не писан. Сколько шуму было. Я вот даже не знаю чем все закончилось. По-моему потихоньку все посносили.

Была я в Польше в 1976, уже бунты начались...

Спасибо, друг! Так ведь незаконных штуковин много и везде, что-то удается легализовать, что-то нет.

У нас в Финляндии тоже есть такая форма жилья - дача, пусть и с туалетом в доме и вообще выглядит, как дом. Так на ней можно хоть целый год жить, но если у тебя есть другое жилье. Вот люди и делают вид, что живут у детей, например, или заграницу выезжают, но адрес должен иметься городской где-то.

Мне вот про поляков еще многое подозрительно. Была я в Польше в 1976, уже бунты начались сахарные.
Приехала в школу, а мне 14 лет, вроде должна понимать, а выпендривалась, как ребенок: говорю, что раз в Польше сахара нет, то и у нас будет по талонам.
Дети смеяться: ведь в нагрузку сахар тогда к гречке давали, помнишь?
А директор маму вызвала, что меня в комсомол не примут за антисоветские разговоры.
Ну и что? Пришли и в СССР к талонам на сахар.

Это я по ходу вспомнила. А насчет захвата еврейской недвижимости поляками - а откуда в польской деревне евреи, скажи?
Что-то и по фильму странное. Типа ходоки в народ?

да, кстати. собственность можно отобрать вполне, у меня так с родителями произошло, когда дом, где была их квартира, вернули в процессе реституции наследнику бывшего владельца - причём, сначала решение суда было в их пользу, т.к. суд поставновил, что дом был на 75% разрушен во время войны, а на его месте был построен уже совсем другой дом; но потом из-за оплошности (или намеренной халатности?) адвоката владельцы подали апелляцию и через 10 лет разбирательств таки выиграли дело. а так-то все документы о законной приватизации жилья были у моих родителей в порядке. просто им "не повезло".

а насчёт фильма - согласна с тем, что это больше притча, чем фильм о реальных событиях. я его и посмотрела как притчу, и мне фильм понравился. зацепил на эмоциональном уровне, ну и понравился чисто эстетически.

понравился чисто эстетически

Мне только северные пейзажи. Люди нет, ни один. Только гадят они там все и все. Из зданий, может, новый храм. всяко симпатичней, чем избушка на курьих ножках Николая.

Из поляков - только еврейка-монашенка вызвала немного симпатии: ребенок из детдома, пусть это и монастырь, а кайф семейной жизни с ее ежедневностью не въедет никогда.

О, у вас реституция! а вот в России нет. а то у меня все документы на домик рядом с Константиновским дворцом в порядке. Ждем-с. Показать документ?

Посмотрела я вчера Иду и на душе остался груз какой-то вязкой неопределённости. Вопросы, которые ты подняла, у меня подспудно крутились, но я не знаю, какие отношения были между поляками и евреями после войны, и на что могла бы нарваться прокурорша, пусть и "красная" возьмись она выяснять юридические основания оттяпывания дома бывшими соседями. И, конечно, совершенно непонятно, почему поиски начались только после приезда Иды...
Но причина получения премии Павликовским лежит на поверхности - холокост, показанный без надрыва и подробностей...

Ну да, опять коньюнктура, и искусство тут абсолютно ни при чем.

Знаешь, когда фильм фантастический вроде Игры Престолов, мне тоже нужно видеть логику проступков людей, и с ней там все в порядке. А вот у Звягинцева с Павликовским нет.

Причем у Звягинцева http://olhanninen.livejournal.com/67397.html в который раз.
У него только один вменяемый фильм - Елена, где поступки героев более-менее понятны, потому что во всех остальных действуют психи.

Не собираюсь смотреть ни то,ни другое. Я это и так вокруг вижу,еще и в кино для этого ходить.

разве законы неизменны?

Саш, но ведь законы меняются!

Например, вот мы выше спорили с френдессой из Эстонии: ей не нравится реституция, потому что ее родителей выгнали на улицу.
А мне не нравится, что в России реституции никогда не будет, потому что моих прадеда и прабабушку выгнали на улицу, а домик с белыми колоннами мне сегодня возвращать не хотят, хотя говорит, что взад капитализм ввели.

И мы с ней никогда не согласимся, хотя у нас вроде общие базовые ориентиры: и ее родители законно купили квартиру, и мои предки домик рядом с Константиновским дворцом.

И я всегда буду ненавидеть советскую власть, а она ее любить.

Edited at 2015-01-25 20:05 (UTC)

Надо и мне Левиафан посмотреть этот легендарный

Посмотри еще Иду и Солнечный удар, сейчас много снимают качественно.

>> я не верю в то, что участок и дом были оформлены в соответствии с законом так, что их отнять было бы невозможно.

- Вы уже окончательно забыли страну, из которой уехали.
В соответствии с КАКИМ законом? Всё, что считалось законным в СССР, в одночасье превратилось в противозаконное.

где моя фабрика, дом и квартира?

Так законы не могут оставаться неизмеными!

В 1917 году произошло тоже самое. Возмущаться буду противозаконными действиями тольктолько в одном случае: если мне вернут мебельную фабрику, квартиру на Обводном, дачу рядом с Константиновским дворцом.

Тогда ждите меня на митинге, а так нет, сами. Как и я.


Также смешно говорить о каком-то очернении русского и польского народов в этих фильмах, потому что ни книги, ни карикатуры, ни фильмы нации, религии и народы очернить не в состоянии: искусство для этого ненужно, все прекрасно справляются другими средствами.

А фильмы "Ида" и "Левиафан" посмотреть друзьям рекомендую: сняты они красиво ...
-----------------
http://iov75.livejournal.com/3564012.html - вот такое мнение

народ, герой произведения и живой человек разные вещи

А я с таким мнением не согласна. Что же нельзя показывать в искусствое пьяных русских, поляков, американцев, финнов?
Ерунда, они есть.
И никто не показывает, что пьянство это хорошо.

народ, герой произведения и живой человек разные вещи. Лично я против того, чтобы героем произведения становился ныне живущий человек.
И все.

А я не нашёл "Левиафан". Где его посмотреть?

А я в гугле вбиваю - левиафан смотретсмотреть онлайн бесплатно и без регистраци.
То, что открывается, то и смотрю. Мне качество неважно.

Проблема с собственностью в российской реальности накладывается на общий правовой нигилизм. Одно дело, когда собственность отбирает государственная машина для своих целей, а другое, когда оборзевший чиновник. Все это покрывается безразличием общества и отчаянием индивида.

А в Иде вон убийца евреев отобрал и стал жить по-свински - бедно и в грязи. Какая разница?

На каком основании удалось отобрать участок земли и до

В начале 90-х из-за неразберихи и чехарды в законодательстве и взаимопротиворечивых законов, практически вся собственность была оформлена с теми или иными ошибками. Это породило целую волну рейдерских захватов на всех уровнях: от коммунальных квартир до госпредприятий. К сожалению, ситуация изображенная в фильме, довольно типична. А вина на собственнике, конечно, есть. Но причина её в юридической безграмотности бывших советских людей и неразвитости юридических услуг для населения. Кроме того, не стоит путать предлог к преступлению с правомерным поступком. Наличие возможности совершить преступление не оправдывает преступника.

Re: На каком основании удалось отобрать участок земли и

Конечно, не оправдывает. И законы меняются, и люди не знают, как правильно оформить.
Но если государству понадобится тот или иной участок земли, оно его отберет везде. В той или иной форме. И много не заплатит.

  • 1
?

Log in