olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Category:

Писсуар Мориса Дюшана – забавная статуя?

Думаю, что нет: писсуар Мориса Дюшана забавной статуей не является. Это – обычный писсуар, на котором расписался этот художник-дадаист своим псевдонимом «Р. Мутт».

Писсуар Мориса Дюшана в Музее современного искусства, Сан-Франциско,  США. Анфас
Писсуар Мориса Дюшана в Музее современного искусства, Сан-Франциско, США. Анфас.
Посмотреть на него можно, например, в МОМА (Музей Современного искусства), Сан-Франциско, США. А, если нет денег на поездку, то, поскольку писсуары с 1917 года не сильно изменились, - в любом мужском общественном туалете или на моей фотографии.
История этого артефакта такова:



Как-то в Париже Марсель Дюшан зашел в магазин сантехники и купил писсуар. Поставил его на постамент и предложил выставить на выставке Американского Независимого искусства со своей подписью. Жюри отказало художнику в его просьбе, однако скандал и высокоученые беседы по этому концептуально-туалетному поводу длятся по сей день. Подписант вскоре заявил, что оригинал произведения реди-мейд искусства потерялся, и сохранилась только его фотография, сделанная фотографом Штиглицом.

Писсуар Мориса Дюшана в МОМА в профиль
Писсуар Мориса Дюшана в МОМА в профиль.

Современники сочли фотографию произведением искусства, поскольку многим он показался похожим на задумавшегося Будду.. Сам Дюшан сделал гравюру с фотографии Штиглица в 1964 г, а также подписал еще несколько писсуаров, наделав при этом денег и получив за граффити статус гениального автора, создающего уникальные произведения искусства.

Цена каждого из подписанных Дюшаном писсуаров сегодня немеряно и экспонируются в музеях, хотя это чистой воды писсуары, аналогичные тем, которые находятся в мужских туалетах тех же музеев.

У Дюшана везде имеются последователи, подражатели, а также гениальные авторы, которым независимо от Дюшана в голову пришли уникальные идеи выставлять в музейных экспозициях унитазы, писсуары и биде, а также другие предметы сантехники, как, например, еще один экспонат в том же музее МОМА:

Alex Schweder, born 1970. Bi-Bardon. Vitreous china. 2001 в Музее современного искусства, Сан-Франциско,  США
Alex Schweder, born 1970. Bi-Bardon. Vitreous china. 2001 в Музее современного искусства, Сан-Франциско, США.

Что я думаю по этому поводу?
Что ни уму, ни сердцу писсуары в музеях.
Возможно, это потому, что я не только неприлично цинична, но и женщина. Иными словами, писсуар мне ни с какой стороны не упал: можно, конечно и дам из феминистических соображений заставить пользоваться писсуарами, но во-первых, удобней им от этого не станет, а, во-вторых, писсуар, как был писсуаром, так им и останется.

Короче, на наш конкурс «Забавная статуя» лично я бы ни писсуар Дюшана, ни Васи Пупкина выставлять бы не стала.
Вот если б в цветуйках или из него бы выглядывало умное, но чуть усталое лицо майора Пронина – то подумала бы, но и тут – вряд ли.

Однако если бы выставил кто другой, приняла бы без пререканий: я не искусствовед в штатском. В музее сей артефакт без малого век находится, история забавная, куча народу из кожи вон лезет, чтобы доказать, что это – статуя в лучах заката, что это - Будда, в руках - граната…
И еще я буду тут спорить… Да провались!

Но, по моему мнению, так все представленные на наш конкурс статуи даже и сравнивать с ним странно. Потому что это – статуи, а не писсуары.
Tags: МОМА, США, Сан-Франциско, искусство, туалет, юмор
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 18 comments