olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

Как объяснить ребенку неоднозначные картины?

В истории с некоторой периодичностью возникают гонения на ведьм не только вообще, но и в сфере искусства в частности. Ни в коем случае не хочу ничего такого провоцировать, тем более это выглядело бы странно сегодня по отношению к... художникам Возрождения, всемирно признанным старым мастерам.
У меня выросли дети и внуки, однако мне так и осталось непонятным, как, не травмируя детей, объяснять им общеизвестные сюжеты картин, которые везде и всюду рассматриваются как мировые шедевры.

Помню, лет около двадцати назад мой сын застыл в Эрмитаже напротив "Юдифи", что приписывают Джорджоне.

- Мама, какая красивая... красивая... тетя... Ой, а что это у нее за голова в ногах валяется?

Мне эта картина тоже оч. по душе в отличие от оч. многих того периода. Стою с удовольствием и смотрю. Начинаю объяснять сыну сюжет и вдруг понимаю, что все не так просто.

- Мам, а где были другие офицеры, когда она ему голову рубила?
- Ну, они вышли.
- Как это они вышли, оставив своего командира один на один с врагом?
- Понимаешь, это уже ночью было...
- Ну, и что?
- Они легли спать.
- КТО?
- Юдифь и Олоферн.
- ЗАЧЕМ? Она же враг! Кто спит с врагом, ты что, мама?
- Видишь ли, она за него замуж вышла в тот день...
- Он что дурак на врагине жениться?
- Ты же сам сказал, что она красивая.
- Мало ли что сказал. Я же не знал, и я - не он. Олоф этот.
- Олоферн.
- Какая разница?!. Но на свадьбе много народу, как же она ему отрубила?
- Сынок, садьба закончилась и все пошли спать.
- Он заснул, а она... И она у своего спящего мужа отрубила голову?!. У своего? А разве может, чтобы муж и враг? Ты что тут напутала, мама?!.
- Ну... она ведь специально за него замуж вышла...
- То есть она вышла за него, заранее зная, что отрубит ему голову? Да кто она после этого?!.
- Перестань на меня кричать, ты меня позоришь, и вообще мы опаздываем, нам на таеквандо надо...
- Не шипи на меня и не щипайся, не тащи ты меня за руку, я тебе не этот, - с ужасом оглядываясь, - Олофен...

Вечером я перерыла кучу источников: у меня всегда было достаточно книжек по искусству, к ночи звонила знакомым педагогам, художникам и искусствоведам. И никто, понимаете, никто не сказал мне, как надо объяснять.

Короче, разбудила засыпающего ребенка и по новой что-то стала мямлить про искусство, мораль и историю. Сынок приподнялся на подушках:

- Мама, Я ВСЕ ПОНЯЛ: она отрубила ему голову, чтобы не разводиться. А теперь я хочу спать, отстань, мама, ну, пожалуйста...

Вот тебе и Возрождение. Что раннее, что позднее.

Сама я рассказывала уже в других своих журналах, как терпеть не могу Рубенса с его молодыми, а уже дряблыми тетками, и с детства не могла понять, в чем у них красота. И даже подростки у некоторых деятелей Ренессанса такие, что от ожирения лечить пора.
Но дело-то сейчас не в этом. Это все-таки наши эстетические расхождения со старыми мастерами и, подчеркиваю, не со всеми, хоть и со многими. А как быть с этическими?

Поймите меня правильно: когда говорю, что не знаю, не шучу - ведь я философ и домохозяйка, т.е. любительница мудрости, а даже не мудрец и не оч. умная, а это, как известно, тоже разные вещи, хоть и из одной оперы. Да, я знаю много, но чем дольше живу, тем больше растет неуверенность в правомерности собственных поступков как нынешних, так и прошлых.

Действовать это пока не мешает, решения принимаю будьте нате, и выполняю, и результат есть, подчас интересный. Но всегда не тот, которого хотелось изначально.
Так что информация к размышлению лишней для меня никогда не бывает...

Посмотрите, например, картина на фотографии - как страшная сказка! Хотя дама тут - прям, как Юдифь, спортивная даже и почти не дряблая.



Скажите, а как бы вы объяснили ребенку сюжет этой картины Альбрехта Альтдорфера (Albrecht Altdorfer) (около 1480—1538), немецкого художника и главы скакзочной дунайской школы живописи? Эта картина "Лот и его дочери", 1537, находится в Художественно-историческом музее, Вена, Австрия. В 17 зале.

Привезу я, например, внука приобщаться к искусству в Вене. И что его родители мне потом скажут?

Видите ли, с внуками и проще, и сложнее. Проще потому что ответственности меньше: у них есть родители, котрые ее за них несут. А сложнее по той же причине: ляпнет бабушка не то и разбирайся потом, могут и внука отнять.
И третий момент: я своим детям говорила правду, а они мне не верили, что мир такой... плохой. И все равно страдали. То есть опыт правды педагогический у меня уже есть. Вот и думаю: начинать врать, если получится, чтобы внуки не страдали, или не стоит?..

Дети, конечно, тоже разные: один пройдет по музею и ни одной картины не заметит, несчастный оттого, что его оторвали от компьютерных игр, а другой как встанет у произведения искусства, и давай каверзные вопросы один за одним, как детектор лжи на ножках...
И тоже непонятно, какой лучше. И кому... Обществу, наверное, первый, но мне милей - второй!
Tags: Австрия, Вена, Россия, Санкт-Петербург, Эрмитаж, внуки, дети, искусство, мораль, музей, образование
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 63 comments