olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

Реклама и отец в романе В. Набокова "Другие берега"

Внимательные читатели и исследователи творчества В. Набокова неоднократно отмечали, что писатель не только серьезно относился к рекламе своих собственных произведений, но и всесторонне изучал феномен рекламы. Позволительно предположить, что в романе "Другие берега", когда писатель рассказывает о книге своего отца, можно найти истоки этого отношения:

"...в одной из статей отец рассказал, с несколько старосветским простодушием, о том, как он подарил свое вечное перо "Swan" адмиралу Джеллико, который за завтраком занял его, чтобы автографировать меню, и похвалил его плавность. Неуместное обнародование названия фирмы получило немедленный отклик в огромном газетном объявлении от фирмы Mabie, Todd & Со. Ltd., которая цитировала отца и изображала его на рисунке предлагающим ее изделие командиру флота под хаотическим небом морского сражения."

Можно себе представить, как болезненно отреагировал на подобное использование образа уважаемого им отца и знаменитого английского адмирала Джона Рашуорта Джеллико юный Набоков.

Неправомерно, тем не менее, утверждать, что впоследствии Набоков относился к рекламе исключительно отрицательно.

Во-первых, он был не чужд новейшим маркетинговым исследованиям своего времени, что сказалось на его исключительно последовательном позиционировании себя следующим образом: "Высокий, красивый, всегда молодой, очень ловкий, с изумрудными глазами сказочного сокола".

Во-вторых, писатель практически не давал устных интервью, отвечая на вопросы журналистов письменно, успешно занимаясь глубоким копирайтом, настойчиво продвигая свои продукты на рынок, постоянно работая над персональным брендингом.

В-третьих, Набоков никогда не упускал возможности изысканно и со знанием дела раскритиковать своих конкурентов, других известных писателей своего времени.

В-четвертых, свое отношение к рекламе он достаточно однозначно выразил в статье "Пошляки и пошлость" (1957):
"Сама по себе реклама может быть очень хороша — иные ролики поднимаются до настоящих высот искусства, речь не об этом."
Негативно же писатель относился к рекламе пошлой, вульгарной, которая предлагает человеку вместо товара купить счастье и обещает, что эта попытка его облагородит.

И вот это-то отношение, вся эта статья, если почитать ее внимательно, покажется очень странной: как будто ее и писал совсем не Набоков, тонкий и умный стилист. Ведь выступать против сути рекламы, активно занимаясь при этом саморекламой, по меньшей мере как-то нелогично.

Однако, вчитавшись, все же частично подпадаешь под обаяние: да, это, скорее всего, писал Набоков. Но в чем же дело, почему так неубедительно?

Можно предположить, что публицистические статьи - не самое сильное место Набокова как писателя, а не случайная неудача. Также, как писательство в принципе не было сильной стороной Владимира Дмитриевича, его отца, в сочинениях которого, по мнению сына, исчезало обаяние остроумного и приятного собеседника.
И это действительно так:

"Само собой понятно, что я не мог отказать себе в удовольствии получить от Джеллико... автографы на карточке меню. Джеллико подписался моей ручкой Swan и с похвалой отозвался о пере, в самом деле, пишущем плавно и легко. Перед тем, как проститься, я сказал адмиралу, что он доставил бы мне большую радость, если бы согласился принять от меня на память эту ручку. Когда мне придется читать о подвигах британского Grand Fleet, я буду представлять себе, что приказы и отчеты адмирала Джеллико подписаны моей ручкой. Ею же он будет пользоваться, отвечая на бесчисленные письма со всех концов Британской империи... от имени взрослых и детей, для которых имя адмирала давно стало фетишем" (Набоков В.Д. Из воюющей Англии. Пг.: Унион, 1916. С. 39).
Tags: Англия, Набоков, литература, пошлость
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments