olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Category:

"Зимние" Брейгели в венском Художественно-историческом музее

В венском Художественно-историческом музее собрана великолепная коллекция работ семьи художников Брейгелей. Не только картины Питера Брейгеля (Bruegel) Старшего (Мужицкого), но и его сыновей - Питер Брейгеля (Brueghel) Младшего (Адского) и его брата Яна Брейгеля (Brueghel) Старшего (Бархатного, Цветочного, Райского) представлены в экспозиции этого великолепного музея.

Многие исследователи творчества Питер Брейгеля (Bruegel) Старшего (Мужицкого) полагают, что зимняя тема в живопись внесена именно им, но почему раньше художники не рисовали зимние пейзажи, не объясняют. Можно предположить, что великий нидерландский художник не мог не отразить в своем творчестве нетипичного для Европы похолодания, обусловленного малым ледниковым периодом, датируемым XIV—XIX веками. Однако, как считают ученые, именно зимы середины XVI века оказались гораздо более теплыми по сравнению с предыдущими и последующими веками, но в том, что они были снежными ничего необычного для тогдашней Европы не было.

Pieter_Bruegel The_Hunters_in_the_Snow 1565 Vienna Austria Kunsthistorisches_Museum

С другой стороны, Брейгель, как и другие художники его времени, не писал пейзажи с натуры. Более того, таких скалистых пейзажей во Фландрии нет, поэтому можно предположить, что для своего произведения художник пользовался впечатлениями, полученными от поездки в Италию и Швейцарию в 1552-53 годах. Его картины представляют собой фантастические соединения разнородных элементов, скомпонованные таким образом, чтобы удобнее было максимально подробно показывать фламандскую деревенскую жизнь в ее разнообразных проявлениях. Вполне обоснованной в то же время кажется и другая гипотеза: в период испанской оккупации Фландрии Брейгель хотел показать некоторую идеальную крестьянскую мирную жизнь, то есть изобразить деревню такой, какой ему хотелось бы ее видеть.

Все зимние пейзажи, находящиеся в музее, относятся к 1565-66 годам, когда Брейгель задумал и написал серию картин месяцев или времен года, поэтому пройти мимо зимы и связанных с ней изменений в быту крестьян он просто не мог.

Картину Питера Брейгеля (Bruegel) Старшего (Мужицкого) "Охотники на снегу" очень часто используют в Европе в сюжетах рождественских открыток, а в ее России знают по фильму 1972 А. Тарковского "Солярис" и многочисленным репродукциям. Эта написанная маслом на деревянной доске небольшая картина - 117 х 162 см - признана одним из шедевров европейской пейзажной живописи.

Когда смотришь на эту картину в музее, сначала удивляешься, какая же она маленькая, и не замечаешь, как тебя затягивает внутрь.
Вместе с тремя охотниками и их поджавшими хвост собаками стоишь на пригорке, усталый и замученный неудачной охотой, трофеем которой оказалась всего лишь небольшая лиса. В чуть туманном от мороза воздухе перед тобой открывается замерзшая, бесконечная и вечная долина, в которой чередуются снег, лед и голые деревья, чью черную обнаженность лишь подчеркивают чудом уцелевшие сухие листочки на первом плане.
Рядом на костре крестьяне жарят свинью, от костра летят искры, но ощущения тепла не возникает. Через мост крестьянка несет вязанку хвороста, дети на двух прудах катаются на коньках и играют на льду. Остановившееся мельничное колесо обросло гигантскими сосульками, в перевернутом виде повторяющими рельеф высящихся вдалеке скалистых утесов.
Соединение элементов фантастических создало столь сильное ощущение подлинности, что отпали всякие сомнения относительно достоверности происходящего.
Внутри картины неизвестно, настанет ли когда-нибудь лето. Скорее всего, навряд ли.

О том, что именно хотел сказать своими картинами Брейгель, ученые и зрители будут спорить всегда, рассматривая детали картин и репродукций и задавая различные вопросы от глобальных: "Является ли возвращение охотников без добычи намеком на вечный результат человеческой жизни в старости?" до вполне прагматических: "А не в керлинг, хоккей ли или айсшток играют дети на картине художника?"

Достоверных сведений о жизни основателя династии художников Брейгелей мало, чтобы делать окончательные выводы, поэтому скорее мы можем рассматривать выдвигаемые искусствоведами гипотезы и строить более или менее обоснованные и мотивированные догадки. Но, думается, что самое важное именно то, что эти картины побуждают людей задавать вопросы до сих пор, что спустя почти пятьсот лет произведения художника и его сыновей не оставляют зрителей равнодушными. О чем в частности свидетельствует и сирена, которая постоянно включается автоматически в музее в тот момент, когда любопытный посетитель нагибается поближе к картине, чтобы рассмотреть ее мельчайшие детали: в X зале, где висят полотна Брейгелей, сирена срабатывает, мне показалось, чаще, чем в других.

Когда посетители любуются картинами венского Художественно-исторического музея (Kunsthistorisches Museum), многие из них частенько забывают внимательно посмотреть на таблички, а потом рассказывают знакомым или пишут в интернете: "В Вене неплохой Брейгель". Это - заблуждение, поскольку на самом деле в экспозиции представлены разные художники из одной талантливой нидерландской династии, и даже написание фамилии отличается в фамилии сыновей буквой h. Например, из посвященных зимней теме пейзажей только первый "Охотники на снегу" принадлежит кисти Питера Брейгеля (Bruegel) Старшего (Мужицкого), а два других - "Зимний пейзаж с ловушкой для птиц" и "Избиение младенцев в Вифлееме" - копии, сделанные с картин 1565-1566 годов позже его сыном Питером Брейгелем (Brueghel) Младшим (Адским).
Tags: Австрия, Брейгель, Вена, зима, искусство, копирование, фантастика
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 26 comments