Европа не была исключением, более того, например, в Эдинбурге, в Музее народной истории, в Лондонском Тауэре и в других исторических музеях Великобритании, мы узнаем о том, что канализация в городе построена исторически сравнительно недавно, а до этого, как и во всех остальных городах помои выливали на улицу с криком типа "поберегись!", а в Шотландии - Gardy Loo! Все это стекало в единственное озеро, из которого жители брали питьевую воду, одновременно недоумевая, почему свирепствует чума и другие болезни. Да и современные удобства в городе появились в историческом центре в конце прошлого века, когда в 1974 году была принята государственная программа переоборудования центра и переселения малоимущих жителей в более благоустроенные квартиры на окраине. Впрочем, бездомных, живущих в спальных мешках и просящих милостыню во всей британских городах достаточно, особенно в больших.
В России люди моего поколения помнят, как сложно было поддерживать чистоту даже в отдельных квартирах, не говоря уже о коммунальных, да и о проблеме принятия ванны не забывают. Говорить же о чистоте улиц российских городов и деревень сложно и сегодня.
Существуют, вероятно, сформировавшись исторически, более и менее аккуратные нации, но в целом засранство, в том числе и на улицах - часть нашего прошлого. И сегодня мы знаем, что это нехорошо и вредно. Но как же нам относиться к людям и народам, которые этого не понимают? Или понимает каждый по отдельности, а вместе - гадят?

Кабульцы справляют нужду на улицах города.
Сегодня справлять большую и малую нужду прямо на улицах в Европе не принято. Да и во многих странах Азии тоже. Это возмущает, отвращает и возникают вопросы: является ли древность народа оправданием его сегодняшнему засранству, когда все остальные все же как-то стараются поддерживать чистоту в своих жилищах и на улицах? Как относиться к тем народам, которые разрушают памятники старины на своей территории, как афганцы взорвали Будд, в то время, когда все остальные страны стремятся к их сохранению? Связанные ли это процессы - отношение народа к гигиене и истории? Как относиться к тем, кто сегодня впадает в ту культурную дикость, которая была свойственная нашим предкам? Нужно ли что-то с этими народами делать или, охраняя их право на собственное культурное развитие, оставить их в покое, а наши границы запереть от них покрепче, а пробравшихся безжалостно высылать? А если они не хотят нашей культуры, включая гигиену, и своей истории с памятниками, которые сегодня считают идеологически вредной и достойной уничтожения, что нам делать?
Journal information