olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

Играют ли русские дети в матрешек?

По заказу финской падчерицы привезла из Санкт-Петербурга две матрешки для финских внуков: она прочитала на каком-то финском форуме, что играть с матрешками очень полезно для развития воображения и мелкой моторики у полуторагодовалых детей. Не понимаю одного: почему эта идея не пришла в голову мне – в конце концов, кто из нас русский?!
Ребенка восхитила эта игрушка со столькими сюрпризами внутри, он с ней проиграл целый вечер, по-разному составляя, крутя на столе, складывая в нее другие мелкие игрушки, а также самую маленькую матрешку пытался повесить на холодильник, и никак не мог понять, почему она не удерживается. Матушки, ведь когда-то давным-давно я подарила им магнит в виде матрешки, а малыш действовал по ассоциации, сообразил!
На следующий день, когда дедушка пришел в гости и спросил, где «Матреша», малыш тут же ее принес из детской в гостиную, чтобы снова играть в нее вместе с дедушкой к их общему удовольствию.
Все было бы замечательно, кроме одного: найти матрешки для детей в России сложно - во многих супермаркетах их просто нет. Продавцы мне сказали, что, кроме меня, никто никогда матрешек не спрашивал, и посоветовали съездить в центр в сувенирные магазины для туристов.
И я задумалась, а что такое вообще матрешка, откуда взялась и какова судьба этой игрушки? Оказалось, что история этой исторически недавно придуманной игрушки очень странная, а местами - чистый детектив.

Совершенно случайно муж купил на Удельной в канцелярском магазине две последние матрешки по 413 рублей. И продавщица тоже сказала, что они там стоят уже неизвестно, сколько времени, никому не нужные, потому что туристов в округе не бывает.

А как же русские дети, разве они не играют в матрешки? Продавцы хором говорят, что нет: матрешки в России покупают только иностранцы и в качестве сувениров, а совсем не для детей. И поэтому они дорогие.
Из истории создания этой игрушки, мы знаем, что придумали деревянную игрушку, компоненты которой вкладываются друг в друга, в России чуть больше ста лет назад. И, тем не менее, это очень темная история, несмотря на то, что в России существует несколько музеев матрешки, многие исследователи написали множество работ с привлечением источников по этой теме, и даже в г. Загорске существует научно-исследовательский институт игрушки.
Как же так случилось, ведь всего 100 лет прошло, и уже ничего толком не известно о самой популярной во всем мире русской игрушке и ее генезисе?! Что это за тайны, покрытые мраком? Или просто эти исследования есть, но не выложены в интернете?
К сожалению, статью в Википедии не могу рекомендовать, поскольку две первые ссылки в приведенном списке литературы никакого отношения к русской матрешке как игрушке не имеют, а лишь к фирмам, пиарящимся на этом названии.
Обычно в статьях по истории матрешки пишут, что прообразом ее стала японская игрушка с фигурками-вкладышами с острова Хонсю - фигурка буддийского мудреца, по другим источникам - божка, Фукуруму. Вероятно, ее обсуждали в мастерской "Детское воспитание" Анатолия Ивановича Мамонтова в Леонтьевском переулке, где сейчас располагается московский Музей матрешки, работая над национальной идеей игрушки, которую можно было бы представить на международной выставке.
Автором матрешки считается художник этой мастерской Сергей Малютин, придумавший и расписавший первую игрушку, которую выточил из дерева мастер Василий Звездочкин.

Первоначально в матрешке были 8 фигурок девочек, затем в качестве матрешек делали также и мальчиков в разной одежде, а последним оказывался – спеленутый младенец.
С другой стороны, в некоторых статьях утверждается, что не только японская игрушка к русской матрешке не имеет никакого отношения, но и Сергей Малютин ее эскиза не делал, а автором является мастер Василий Звездочкин, вдохновившийся идеей пасхальных яиц, русских народных сказок, например, о Кощее, яйце и игле, а также русской семейной философией типа мама родила дочку, дочка родила дочку и т.п., и чуть ли не «вечного возрождения». Да, бывают и такие объяснения.
Действительно, во многих биографиях С. Малютина эпизод с матрешкой не упоминается, эскиза в его творческом наследии не нашли, однако и автобиография В. Звездочкина, в которой он приписывает авторство матрешки себе, написана в 1949 году, после смерти Малютина в 1937. Также Звездочкин утверждает, что никогда японских игрушек не видел, а создал ее самостоятельно.
Так что вопрос об авторе матрешки и ее корнях остается нерешенным.
Даже название «матрешка» озадачивает исследователей, поскольку имя Матрена (в переводе с латыни «знатная») тоже весьма неоднозначно употребляется в народных сказках – чаще всего его носят в них злые жены. Почему же так случилось, что оно пристало детской игрушке?
Что доподлинно известно о матрешке? Только то, что на Всемирной выставке 1900 года в Париже ее представляла Мария Мамонтова, жена брата знаменитого миллионера, мецената, художника, артиста и оправданного судом растратчика Саввы Мамонтова.
И что на Парижской выставке матрешка получила бронзовую медаль.
Практически сразу матрешка приобрела популярность, и идею украли: первой подделывать матрешку начала нюрнбергская фирма "Альберт Лерх", о чем сообщал в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 году.
Получается, что с самого своего возникновения матрешка играла существенную роль в продвижении имиджа России. Однако прекратить распространение идеи матрешки оказалось невозможным: ее изготавливают и продают по всему миру, хотя и называют при этом русской игрушкой, и - во многих местах даже по-русски. Так в Финляндии нашу матрешку зовут «матушка», а в Австралии «бабушка»: в другом полушарии она даже продается в одноименных сувенирных магазинах.

Например, вот магазин матрешек и других сувениров в Мельбурне. И, конечно, сделаны они не в России.
После 20-х годов «матрешка» из продукта русского кустарного доходного промысла превращается в промышленным образом производимый символ страны, но уже – СССР, а не России. И в Сергиевом Посаде, Вятке, Твери, Семенове начинают гордиться спецификой производства своих матрешек, возникают традиции и целые художественные стили. Некоторые авторы считают, что законченный канонический образ матрешки был создан в г. Семенове в 1922 году.
В 60-х годах ХХ века она становится русским экспортным сувениром, а культурологически - необходимым членом понятийного ряда «водка, матрешка, ушанка, балалайка, цветастый платок, валенки» для описания русской специфики.
Вместе с перестройкой и длинными рядами продавцов по всей стране появились матрешечные пародии на советских и российских политиков, и скольких россиян производство и продажа матрешек поддержали в эти трудные годы!

Между прочим, особо гордится инновацией творцам матрешек Медведева, Путина, Ельцина, и т.п. до Ленина, не стоит: они просто следовали традициям.
Еще к 100-летию со дня рождения Н.В.Гоголя были изготовлены матрешки, изображавшие персонажей комедии "Ревизор". В 1912 г. к столетию Бородинской битвы, были выполнены матрешки "Кутузов" и "Наполеон", а внутри этих матрешек помещались их сподвижники.

Много матрешек были посвящены обрядам, фольклору. Например, матрешечная серия народы Севера, Прибалтики и других изготавливалась в том же Сергиевом Посаде. Меняли форму матрешек, оформление, количество и качество персонажей, однако особой популярностью все равно пользовалась традиционная женская серия в сарафанах, с платками и лукошками.
Всегда привлекали внимание матрешечников темы сказок, такие как "Репка", "Золотая рыбка" и другие.
Со временем возрастала не только вариативность матрешек, но и количество. В начале века в Сергиевом Посаде уже изготавливались матрешки, насчитывающие до 24 вкладышей, а в 1913 г. токарь Николай Булычев побил своеобразный рекорд, выточив 48-местную матрешку.
В 1970 году на Международной выставке в Токио СССР была представлена 72-местная матрешка.
А сегодня матрешка, некоторые экземпляры которой благодаря современным технологиям могут насчитывать до 100 матрешек, опять стала сувениром на любой вкус – хочешь политическим, хочешь обычным. Типов и вариантов - множество, производителей тоже достаточно.
И помимо кустарной и промышленной снова возникает авторская матрешка. Очень дорогая, конечно.

Так мне и осталось непонятным из осиленной относительно матрешки интернетной литературы: эта игрушка – элемент внутренней культуры или внешней - только на экспорт? Или и то, и другое вместе? Успела ли она за век стать элементом народного быта или нет? И вообще, матрешка ведь полезная для детей игрушка, как думаете?
Poll #1791386 Играют ли дети в России в матрешек?

В вашей семье дети играли с матрешеками?

да
34(81.0%)
нет
8(19.0%)

Поучаствуйте, поэтому, пожалуйста, в опросе.
Вопрос касается людей всех национальностей, которые жили, живут или имеют родственников в России, - как родителей, так и тех, у кого детей еще нет, но они же помнят, во что играли, – так вот: были ли матрешки у них в детстве?
Спасибо!
Tags: Россия, Финляндия, внуки, игра, опрос
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 110 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →