olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Category:

Публичные пытки и казни на Западе и в России

Категорическое неприятие в западных странах публичных пыток стало массовым стереотипом совсем недавно - от 180 до 50 лет назад, а в бывшей Югославии, где шла гражданская война, так и совсем еще недавно. Скорее всего, эти факты моим друзьям известны, но все же изложу их, поскольку хотелось бы понять, чем отличается отношение к публичным пыткам на Востоке, Западе и в России, когда именно это отличие возникло и почему.
Меня интересовало именно отношение масс к этому явлению, но в этой области информации найти удалось немного: в основном все касается именно принятых в разных странах законов и случаев самосуда.
толпа и пытка
В амстердамском Музее пыток внимание привлекла репродукция из старинной книги, где взрослые зрители и дети радостно смотрят на то, как людей подвергают пытке. Сразу задумалась: когда и почему мы изменились настолько, что вид чужих мучений перестал у нас вызывать радость? Как случилось, что у нас пропало желание это видеть?

Мы должны различать, думаю, отказ церкви и государства от применения публичных пыток, затем отказ от пыток как таковых в процессе судопроизводства и неприятие издевательства над человеческим телом на уровне массового сознания, то есть рассматривать как формы отправления судебных наказаний, так и случаи самосуда.

Непонятно, являются ли пыткой, например, публичные казни? В чем разница между наблюдением за казнью и наблюдением за пыткой, которая может и не привести к смерти наказуемого?

Не только в Средние века, но и во время Просвещения, а также в Новое время публичные пытки и казни применялись, несмотря на выступление против них многих известных гуманистов. Но не всех, кстати.

Вот что пишет об этом М. Фуко в Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы: "Итак, в начале XIX века исчезает грандиозное зрелище физического наказания; избегают казнимого тела; из наказания исключается театрализация страдания. Начинается эра карательной сдержанности. Исчезновение публичных казней, предваряемых пытками, практически свершилось к 1830-1848 гг. Конечно, эта всеобъемлющая констатация требует уточнения. Прежде всего, изменения произошли не разом, не одновременно. Были задержки. Парадоксально, но Англия оказалась одной из стран, которые упорнее других противились отмене публичных казней".
С соотношением запрета на пытки вообще и существованием публичных пыток многое непонятно. Например, несмотря на запрет пыток вообще при Александре I в 1801 году, в России "проход через строй", введенный при Петре I, то есть публичное наказание розгами, для солдат и гражданских преступников официально применялось до посвященного этому вопросу царского указа от 17 апреля 1863 года. В течение 60 лет пытки были отменены, но, несмотря на то, что против них возражали даже официальные лица, публичные пытки применялись. Почему? Потому что их рассматривали как телесные наказания, не всегда приводящие к смерти наказываемого? То есть публичную пытку так отделяли от смертной казни?

В 1824 году адмирал Мордвинов написал служебную записку с предложением отменить кнутование: «При кровавом, паче отвратительном зрелище такового мучения, пораженные ужасом зрители приводимы бывают в то иступленное состояние, которое не позволяет ни мыслить о преступнике, ни рассуждать о содеянном им преступлении. Каждый зритель видит лютость мучения и невольно соболезнует о страждущем себе подобном… При наказании кнутом многие из зрителей плачут, многие дают наказанному милостыню, многие, если не все, трепещут, негодуют на жестокость мучения».

В Европе, скорее, наоборот - сначала пытки перестают применяться, а потом их официально отменяют, потому что, как считает Фуко:
"Наказание постепенно перестает быть театром. И все, что остается в нем от зрелища, отныне воспринимается отрицательно; как будто постепенно перестают понимать функции уголовно-исполнительной церемонии, как будто этот ритуал, который "завершал" преступление, заподозрили в недолжном родстве с последним: словно заметили, что он равен, а то и превосходит в варварстве само преступление, приучает зрителей к жестокости, тогда как должен отваживать от нее, показывает им, насколько часты преступления, выдает в палаче преступника, в судьях - убийц, в последний момент меняет роли, превращая казнимого преступника в объект сочувствия или восхищения."

Однако, после второй мировой войны на освобожденных от оккупации территориях Франции, Норвегии и Финляндии в отношении женщин, имевших половые сношения с немцами, а особенно имевших от них детей, применялись по народной инициативе следующие публичные пытки: их и иногда их детей обривали наголо, раздевали догола или до нижнего белья и в таком виде с соответствующими табличками водили по улицам, а толпа плевала в них и пинала. Многие кончали самоубийством от такого позора.

Еще раз прошу не путать отказ от применения публичных пыток и пыток вообще. Про запрет пыток вообще можно почитать в Википедии:
Первой страной, в которой были отменены все виды пыток при судопроизводстве, стала Пруссия — там пытки фактически были отменены в 1754 году (формально в 1805). В Дании пытки были отменены в 1770 г. В России пытки были отменены секретным указом Екатерины II от 8 ноября 1774 г. (официально подтверждено указом Александра I от 27 сентября 1801). В Австрии пытки были отменены в 1776 г. (по другим данным в 1787 г.), во Франции в 1780 г. (подтверждёно революционной Национальной ассамблеей в 1789 г.), в Нидерландах в 1789 г., в Королевстве Обеих Сицилий в 1789 г., в Австрийских Нидерландах в 1794 г., в Венеции в 1800 г., в Баварии в 1806 г., в Папской области в 1815 г., в Норвегии в 1819 г., в Ганновере в 1822 г., в Португалии в 1826 г., в Греции в 1827 г. Позже всего из европейских стран пытки отменила Швейцария: кантон Цюрих в 1831 г., кантон Фрибург в 1848 г., кантон Базель в 1850 г. и кантон Гларус в 1851 г. В Англии известны только частичные запреты пыток — например, запреты на некоторые типы пыток.
В XX веке пытки вновь широко употребляются в нацистской Германии, в Советском Союзе, а в начале XXI века применение пыток имело место в Соединённых Штатах Америки. Их применение основывалось зачастую на тайных, неофициальных приказах и инструкциях.
Главным международным актом в области борьбы с пытками стала Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, принятая Резолюцией 39/46 Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1984 года. К Конвенции присоединилось уже 127 стран.

Интересно, что даже найти точные сведения относительно того, когда и в каких странах произошла последняя публичная смертная казнь непросто.
Итак:
В Англии она состоялась 26 мая 1868 года перед Ньюгейтом.
В США - в присутствии 20 тысяч человек состоялась 15 августа 1936 года в городе Квинсборо штата Кентукки.
Во Франции после казни 17 июня 1939 года в Версале Ойгена Вейдмана публичные казни отменили из-за неприличного поведения толпы и прессы.
В Германии публичные смертные казни проводились во время Второй мировой войны, насколько я поняла, на захваченных территориях для устрашения местного населения, а не в самой Германии. Или я ошиблась?
В России во время гражданской войны, коллективизации и Великой Отечественной войны. Например, 18 июля 1943 года в Краснодаре на повешении нацистских преступников присутствовало 50 тысяч человек. Также публичные казни проводились в Чечне в 90-х годах прошлого века.

Теперь про самосуд, то есть не государственно одобренные публичные смертные казни, а произведенные общественными организациями:
В России во время гражданской войны, можно посмотреть статью "Самосуд" в Википедии.
В Испании во время гражданской войны 1931-39 годов.
Во всех странах, где шли боевые действия, во время Второй Мировой войны.
Относительно Италии нашла только повешение вверх ногами партизанами-коммунистами трупов Муссолини и Клары Петаччи, а также нескольких их соратников в Милане на автозаправке у площади Пьяцца Лорето, а потом веревки были подрезаны и они валялись в сточной канаве с 28 апреля по 1 мая 1945 года, когда были похоронены.
Снова цитирую Фуко: "Люди обязательно сохранят в памяти публичное зрелище, позорный столб, пытку и страдания, которые они наблюдали. А с точки зрения правосудия, предписывающего публичную пытку, она должна быть ярким зрелищем, должна восприниматься всеми почти как торжество правосудия. Сама чрезмерность совершаемого насилия - один из элементов величия правосудия: тот факт, что преступник стонет и кричит под ударами, - не постыдный побочный эффект, он есть сам церемониал правосудия, выражающего себя во всей своей силе. Отсюда, несомненно, ясен смысл пыток, продолжающихся даже после смерти, таких, как сжигание трупов, развеивание пепла по ветру, волочение тел на плетенках и выставление их на обочинах дорог. Правосудие преследует тело за гранью всякого возможного страдания."
В США после Второй мировой войны суд Линча еще существовал в качестве отдельных актов, но когда произошел последний, найти не удалось.

Основная проблема заключалась в том, что, как мне показалось, исследователей данного вопроса интересует как раз не собственно последствия публичности пытки на Западе и в России, не то, как происходящее издевательство над человеческим телом влияет на психологию масс, когда и почему от него практически отказались разные страны, а когда приняты законодательные акты о запрете пыток вообще. И это очень странно.
Думается, что выделять население той или иной европейской страны или России, как более гуманное и органически не принимающее публичных пыток и казней, не стоит. В этой связи, мне бы хотелось процитировать целиком высказывание приговоренного в 1868 году к гражданской казни революционера Григория Потанина, из которого обычно приводят только последнюю фразу:
"Так как время было раннее, то вокруг эшафота моря голов не образовалось; публика стояла только в три ряда. Я не заметил ни одного интеллигентного лица, не было также ни одной дамской шляпки". Но народ не поленился встать в 4 утра, чтобы прийти посмотреть.
Tags: насилие, политика, смерть
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 83 comments

Recent Posts from This Journal