olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

Ожившая картина Брейгеля в онлайн кино

В российских музеях картин Питера Брейгеля Старшего (Мужицкого) нет, но у тех, кто любит этого нидерландского художника появилась в этом году детально рассмотреть все богатство "брегелеска" (Й.Хейзинга) в историческом кино: Лех Маевский снял фильм "Мельница и крест" по мотивам одной картины живописца - "Путь на Голгофу" ("Несение креста"), которая была написана в 1564 году и хранится в венском Музее истории искусств. Посмотрим на саму эту картину, которую я попыталась сфотографировать.
фрагмент картины брейгеля

Об одной картине Питера Брейгеля "Охотники на снегу" я уже писала, и о других тоже напишу со временем, потому что мне кажется, что очень важно пытаться описывать и показывать фотографии произведений, которые посетитель реально может увидеть в музее. Но представить, что кто-то додумается снять фильм по одной единственной картине, мне тогда и в голову прийти не могло. А польский режиссер Лех Маевский это осуществил, взяв за основу посвященную ей одноименную книгу Майкла Гибсона.
брейгель и паутина фильм оналайн
В этом фильме режиссер показывает, как Питер Брейгель (Рутгер Хауэр, нидерландский и американский актер, известный многим по фильму "Плоть и кровь") рассматривая паутину приходит к тому, как именно должна быть выстроена его многоплановая картина с семью перспективами, что особенно подчеркивает внимательный режиссер.
Брейгель рисует фильм
Обилие тщательно прорисованных деталей, превращающее средневековый натурализм в свою противоположность, вызывает в памяти одно из любимых выражений Хейзинги из Первого Послания к Коринфянам, которую он трижды цитирует в "Осени Средневековья": "Видим ныне как бы в тусклом зеркале и гадательно, тогда же лицом к лицу". И фильм, - ожившая картина или видеоарт, - как называют его критики дает нам такую возможность: мы заходим внутрь картины. Но что это знание для нас значит?
Брейгель и  Йонгелинк исторический фильм
Более того, мы можем даже остановить время, просматривая фрагменты фильма, как нам заблагорассудится: сам режиссер дает для этого повод. Ведь Брейгель в ответ на просьбу об этом Йонгелинка (Майкл Йорк) поднимает руку, а его жест видит Мельник с Мельницы в облаках на вершине горы, жернова которой перемалывают зерно (людские судьбы) в муку, из которой пекут хлеб - нашу жизнь. И Мельник останавливает все - кроме животных, заметьте, которые не люди и не могут не шевелиться. Мы можем подойти ближе и посмотреть пристальным и сочувствующим взглядом на страдания людей и муки несущего крест, но на этом наше участие заканчивается: Мельник снова запускает Мельницу. Он пошел навстречу художнику, дав запечатлеть происходящее, и зрителю, дав возможность эту картину увидеть и задуматься о ней. Разве мы можем требовать от Него чего-то еще?
Мы не можем изменить прошлое, но насколько мы можем извлечь из него урок? Это уже зависит от зрителя.
Говорят в фильме три персонажа: Брейгель - деловито о создании картины, Йонгелинк - тривиальности о жизни во время оккупации испанцами Нидерландов, и Мария - о значении жертвы Спасителя. И эта последняя речь, в отличие от первых двух, при всей ее трогательной назидательности мне как-то резанула ухо фальшью. Чем именно? Не могу пока сформулировать, думаю. На мой взгляд без нее было бы лучше, но ведь не я создала этот фильм. А режиссеру за его творение простила бы и не только это.

Теперь посмотрим на фрагмент из фильма "Мельница и крест". Похоже на фрагмент картины выше?
фрагмент фильма брейгель и йонгелинк
Фрагмент фильма, когда Брейгель и Йонгелинк еще на переднем плане картины, но через мгновение уйдут в глубь ее и встанут на свое место, где останутся столько, сколько проживет картина, запоминается зрителю надолго, если не навсегда.
В конце фильма нам показывают австрийский музей, где висит это произведение. Но не думайте, что когда вы придете туда, вам удастся ее рассмотреть более детально: увы, при приближении к картине срабатывает сигнализация. Поэтому я непременно покажу этот фильм своей маме, которая чуть не плакала от невозможности рассмотреть наконец впервые в жизни увиденного Брейгеля: она порадуется осуществлению своего желания - думаю, смотреть кино про его картину и самого автора ей понравится.
Однако, этот во многих смыслах новый фильм я рекомендую не только тем, кто интересуется историей искусства или историей XVI века, но и тем, кому интересны новинки кино и компьютерные эффекты, которые в изобилии применил режиссер для достижения своих целей.
Мне кажется, что он их достиг. А вам?
Tags: Австрия, Брейгель, Вена, Голландия, искусство, музей, фильм
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments