olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

В блокаде вместе со взрослыми

В этот памятный не только для каждого жителя Санкт-Петербурга, но и любого интересующегося историей России день, в 70-ю годовщину прорыва блокады Ленинграда, моя мама попросила опубликовать ее текст о других детях, трудившихся в осажденном городе подростках, поскольку о жизни нашей семьи во время блокады и о ней самой, работавшей рабочей с 11 лет в совхозе, который находился на месте нынешнего Комендантского аэродрома, а также убиравшей снег и нечистоты с ленинградских улиц весной 1941-42 года, я уже писала достаточно. Маме моей 81 год, но она посетила архивы, чтобы подкрепить свой рассказ о других работавших во время блокады школьниках документами.
Даю ей слово.

К созданной художниками, композиторами, писателями, кинематографистами картине жизни и борьбы блокадного Ленинграда в 1941-1944 годах я могу добавить лишь несколько штрихов. С первых же дней битвы за Ленинград рядом со взрослыми были те, кого впоследствии назвали юными участниками обороны Ленинграда.

В первую очередь надо вспомнить о комсомольцах-добровольцах допризывного возраста - парнишках 15-17 лет, воевавших в дивизиях народного ополчения летом 1941 года, в частности на Лужском оборонительном рубеже, где шли кровопролитные бои. Наверное, только историки вправе оценить их как защитников Ленинграда. Я же хочу сказать о любом из этих ополченцев так:
Рассказывать было не надо,
Что слышал шум летевшего снаряда
И посвист пуль узнал давно
Он наяву, в не в кино.

Достаточно сказать уже:
"Я был на Лужском рубеже",
И ленинградцы знали: человек прошел сквозь ад,
Под Лугой защищая Ленинград.

Когда этим юным бойцам пришлось вернуться в город, они пополнили ряды сверстников (и ребят даже младше), которые сражались на другом участке фронта - трудовом. Юные ленинградцы заменили в цехах заводов взрослых, ушедших на фронт. Они участвовали в создании оборонительных сооружений, работали санитарами в госпиталях, дежурили на крышах, оберегая дома от зажигательных бомб.

Вопросу предупреждения и тушения пожаров уделялось особое внимание. Ведь враг сбросил на город тысячи зажигательных бомб. Пожаров могло бы быть в сотни раз больше, если бы жители (в том числе сотни ребятишек) не смазывали деревянные чердачные перекрытия специальной смесью против возгорания, которую разработали ленинградские ученые.

Учебный год начался с опозданием. И не все школы смогли принять учеников. Некоторые школьные здания были переоборудованы под госпитали, другие пострадали от обстрелов и бомбежек. Ряд школ пришлось объединить из-за сокращения числа учащихся в результате эвакуации.
Занятия начались только в 103 школах, и только со старшеклассниками. Младшие школьники проходили обучение либо в организованных на дому группах, либо в бомбоубежищах при домохозяйствах. Зимой такого рода занятия повсеместно прекращались.

Насколько трудно было одолеть 1941-1942 учебный год и ученикам, и учителям, говорит уже тот факт, что до весны 1942 года доработали только 39 школ из 103.

Продолжение маминого рассказа о блокаде печатаю дальше.

Мои прежние посты о блокаде:
1. Блокада: аутентичность понятия: детские воспоминания моей мамы - 2.3 (разведчики, шпионы, пленные)
2. Блокада: аутентичность понятия: детские воспоминания моей мамы - 2.2 (не только еда)
3. Блокада: аутентичность понятия: детские воспоминания моей мамы - 2.1 (еда)
4. Блокада: аутентичность понятия: документы из семейного архива - 1
5. Дама с собачкой по-блокадному
И другие посты по тегу "блокада".
Tags: Россия, Санкт-Петербург, блокада, война, дети, мама, школа
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments