olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Category:

Как правильно смешивать Божий дар с яишницей: традиции: европейскость...



Мудрецы говорят, Калликл, что общительность, дружба, благонравие,
рассудительность и справедливость сохраняются на небе и на земле,
у богов и у людей и что по этой причине, друг мой, мир называется
у них благоустройством, а не неустройством и ненаказанностью.
Платон. Горгий.


У моего мужа есть приятель, который считает, что он - моя бабушка...
Нет, клянусь, ни в одном глазу и сумасшествие в пределах нормы, - что у меня, что у этого мужниного приятеля.

Ну, какие все, сразу психоаналитическое про нас думаете: да нет же, все у него в порядке, - и в делах, и в семье - красивая, строгая, властная жена на девятнадцать лет его моложе, замечательные сынишки 7 и 10 лет (и от предыдущего брака какие-то), у меня тоже - муж-свинюш, - ничего такого!.. Просто этот наш приятель-финн испытывает ко мне симпатию, которую как назвать не знает, а нравится ему русское слово "бабушка". Мы с ним видимся редко, и говорить нам практически не о чем, но - взаимная симпатия есть: пьем кофе и улыбаемся друг другу.
Так как он - владелец рыболовного магазина, то регулярно шлет мне в подарок червяков для зимней и летней рыбалки, крючки, удочки, если у меня ломаются, сапоги, куртки и штаны; а я ему - соленые грибы, замороженные ягоды... - "От бабуски, твоя бабуска тебе прислала," - говорит муж. - "Бабушке" вот передай", - отвечаю я, с удивлением привыкнув к подобному наименованию отношений...

Еще у нас есть приятель, который дарит мне на каждое Рождество корзину с цветком, шишечками, игрушечками, маленьким Сантой и прочими праздничными прибамбасами...
А мой муж помогает знакомым старику со старушкой дров на даче нарубить, невод вытащить, покрасить чего; хотя у них есть свои дети и внуки - но вот приятно ему с этими стариками...
И подобные отношения, насколько я знаю, есть в каждой семье, вернее - около каждой семьи - в нашей округе...
Так исторически сложилось.
Что это? Традиция? Я не знаю. Но что-то подобное было и в моей питерской жизни: материальное внимание к приятным посторонним, не родственникам.

В Финляндии вообще-то с традициями напряженка сейчас. И все очень любят об этом поговорить с сожалением. Особенно под рюмочку или за кофе. В праздник - только дай. Как косяк гостей - все традиции вспоминают, но... как-то толком даже сформулировать не могут, какие они были-то, эти традиции...
То же самое, помню, было в Питере: только усядутся люди за стол, вкусно кушают и пьют, но говорят - "вот раньше было лучше"...

Я не говорю о "лучше или хуже", я спрашиваю: а ЧТО было-то?
По большому счету - то же самое, что и теперь: БУДНИ и ПРАЗДНИКИ, которых меньше, чем будней. Все. Ведь в жизни больше вообще ничего, кроме этого, нет - с точки зрения структурирования времени...

Еще есть твое личное отношение к праздникам (и будням). Оно зависит от того, как ты в детстве их справлял (проживал), научился ли справлять (жить), нравится ли тебе это, научился ли ты сам (и как) создавать их различие - твоя личная вписанность в это структурирование времени...
Написала "еще" - потому что есть люди, которые никогда об этом не задумываются, и для них этого "еще" - нет; а для них, повторю - есть только праздники и будни...

В моей советской семье, пока жива была бабушка, все праздники (Новый год, 8 марта, 1 мая, 9 мая, 7 ноября, дни рождения) справлялись одинаково (Новый год отличался только наличием украшенной елки и гирлянд по всему дому) - накануне уборка, потом - подарки, завернутые в разноцветную папиросную бумагу или фольгу, с бантиками и розочками и вечером - ужин, в процессе которого множество друзей и родственников блаженно поглощали пироги, фаршированную рыбу, запеченную куру или кролика, заливное, студень, рыбу в томате, салаты (в том числе и, конечно, оливье), рыбу в томате, селедку под шубой и много чего еще. После первой рюмки за праздник остальные выпивались за кулинарные способности хозяйки и... то хорошее, что произошло в межпраздничный период. Традиция? Советская?..

Сильно сомневаюсь, что именно советская - бабушка рассказывала, что практически то же самое готовили в ее дореволюционном детстве. Ну, - добавляла она, - разве что мы еще в церковь утром ходили, как вы теперь на демонстрации, и праздники были в другие дни...

В моей финской семье (я и муж) список блюдей - иной, иные даты. Раз в жизни тут у человека случается конфирмация (то же значение, что у православных - крещение). А так - то же самое: уборка, готовка, еда, гости, приятные разговоры.
В церковь мы тоже не ходим: муж считает, что его отношения с Господом носят личный характер. А я, русская православная, - когда приезжаю в Россию.

Готовит на праздники муж, а я - на подхвате поваренком; и снова, как в детстве, чувствую себя счастливой - не нужно организовывать самой, раз, все это празднование нужно не только мне, два.
Традиция? Финская?.. Ну, не серьезно же, если она принципиально ничем не отличается... - Ой, пардон, совсем забыла - свечи в Рождество должны быть обязательно красными - очень муж настаивает (хотя в других домах я видела белые почему-то)...

А вот будучи многие годы главой семьи в Питере, чувствовала себя несчастной - у меня не было ощущения, что мои усилия кому-то нужны, потому что... я как раз пыталась возродить традиции из бабушкиного детства...

Но постперестроечные празднования православных Рождества и Пасхи не прижились - то есть вкусно покушать, посидеть за столом не отказывался никто, но в церковь ходить - извините. Зайти, проходя мимо, свечку поставить, помолиться - да, а вот регулярно - нет. (Как, впрочем, и готовку, и генеральную уборку устраивать - ленятся дети-то, халтурят, ругаешься на них и думаешь - а оно нам надо, все эти праздники? Пусть лучше скорее вырастают и живут отдельно, как хотят, засранцы, а к нам в гости приходят...). Такие вот нынче у нас традиции...

=Традиция (от лат. (traditio — передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени. Первоначально это слово обозначало «предание». Предание, как и Т., всегда изустно. Т. передается:
1) либо через практическую имитацию (повторение каких-либо действий),
2) либо через фольклор. Адекватность передачи достигается многократными повторами, системами символических текстов (мифология) и действий (ритуал).= countries.ru/library/terms/trad.htm

Может, мы тогда не о традициях говорим, а о некоторых правилах общежития? Что, например, если ты хочешь общежительствовать в европейской стране, то хоть засрись у себя дома по уши, но не беспокой запахом соседей или прохожих, и не смей гадить на улице и в общественных местах?.. Или все ж таки о чем-то другом?..

Скушно все вроде как, никакой романтики в обывательской жизни - ни в том королевстве, ни в этой епархии, да?.. (Только что - в телевизоре, а раньше вместо него сказки рассказывали, песни пели или романы читали. Если оставались силы от тяжелой работы по выживанию, грамотность наличествовала и т.п...)

Так и не было никогда весело-то. Приятно - да, но... не событийно. По жизни. По нормальной. Без революций и войн (но мне почему-то кажется, что и в них было скушно, но - неприятно и тяжело).

Жизнь стала легче чисто физически - не хочешь - не коли дрова, и так не замерзнешь, можешь даже не работать - с голоду не умрешь... Чище стало, гигиеничнее - люди, их дома и улицы воняют и грязнятся гораздо меньше. Но не веселее - потому что общественно веселее быть не может по определению. Только индивидуально - если человек сам научился наслаждаться жизнью. Можно предложить пути - от наркотиков до спорта включительно, но нельзя научить быть счастливым выбирающего пути...

= Неприятие этих правил игры, этого образа жизни, этих идей, неприятие осмысления жизни как цепи: дом – офис – бар - пара кружек пива, что бы снять стресс - случайный секс, что бы расслабиться – дом – сериал, ток-шоу или DVD-диск с порнографией – тяжелый сон на несвежей постели – и снова офис, накладные, корпоративные стандарты, тренинг-менеджеры, учащие, как надо выкачивать деньги из партнера или клиента, ругань директоров – и все это в лучшем случае, а в худшем – каторжный труд с целью доползти до этой ниши и вцепиться в неё зубами, подстегиваемый страхом упустить, потерять, быть вышвырнутым назад, в клоаку грызущих друг друга неудачников, открывает нам сущность интифады.= kavkazcenter.com/russ/content/2005/11/15/39336.shtml

Ну, с "несвежей постелью" автор переборщил - мыться и стирать никто никому не мешает. Более того, сколько рекламного времени на пропаганду всяких моющих средств тратится - опять к индивидуальному и как на него воздействовать приходим, если уж начать разбираться (но ведь воздействовали же как-то, если чище европейский обыватель среднемирового - э-э-э традиция, может, у кого? - у потомков тех, что некогда за окна Лувра горшки выливали, образовалась?). Да и труд каторжный как-то не замечала где он тут, в европах, разве что у нелегалов, в подпольных бизнесах - а тоже - никто не неволил вписываться, даже если и вдруг приключилась беда - беги, кролик, беги - не бежит почему-то...

Понимаете, тут такая простая фишка, но почему-то мало кто обратил внимание: дискурс у интифадников совсем не исламский. Он вообще против жизни как таковой, но направлен на образованного европейца, который как минимум знает, кто такой Маркос...

А ни европейский, ни мусульманский обыватель этого не знает.
Он знает одно - как полегче жить становится, то ему, бедолаге, - скушно.

И религия отнюдь спасением от скуки не является - а-религиозно большинство. В церковь-мечеть идет, а о праздничной жрачке думает, ну, в лучшем случае по сторонам глазеет. Мается оно там, а не приобщается. Но время структурирует.

Хотя... есть способы его заставить фанатеть по-опиумному. Нужно психологов спросить, что представляют собой техники, которые используются в разных религиях.
И не только в религиях, в движениях (хотя я думаю, что по сути и атеизм - религия) - народовольцы, большевики всякие, чем вам не фанаты?..

Вот уж кому не скучно, так это им, фанатам! Только они к длительной работе неспособные. Они для разового использования, а не для ежедневного труда, типа: квартира - офис, хижина - поле... С ними строить нельзя. Только разрушать. Поскольку стройка = квартира-офис-поле-чудес, где быстро выдыхается героический энтузиазм...


Что такое философия? Это - зеркало, чуть менее кривое, чем религия... Но философ - это его держатель, зеркала этого, комментирующий отраженное, заставляющий его увидеть, акцентирующий внимание зрителя на деталях, ножках и спинках стульев Эймса... Правильно говорит Бодрийарушка:

=Франция стала печальным примером 'удачного' сплочения общества на основе стандартного, обезличенного, техничного, удобного во всех отношениях образа жизни. Вот так мы и живем, изо всех сил стараясь больше ни над чем не задумываться.=

Но выводы, полагаю, делает неправильные, гробовщик, - а не может философ не забить хоть маленький гвоздик в гроб европейской цивилизации, как психоналитик не может согласиться, что есть нормальные люди - это против правил их игры, перестанут играть - не они будут. Вернее, философ может превратиться в священника, психоаналитик в артиста. Играть перестать невозможно. Можно только поменять правила.

Потому что человеческая жизнь - везде одна и та же. По очень большому счету - и не только как форма существования белковых тел людей...

А потому что одни люди могут выбирать, а другие - нет. Поскольку последним это даже не приходит в голову...

=============================

Многие авторы мучаются проблемой эпиграфа к своим статьям. Этих мучений можно избежать и сразу перейти к сути дела, если воспользоваться высказываниями великих людей, собранным в одном месте. Например, я нашла там такое: «Между философом и политиком разница проста. Политик не сообщает вам свои мысли — он угадывает ваши. Угадывает правильно. Осуществить не может. М. Жванецкий»
Tags: Бодрийяр, Россия, философия, эмиграция
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 17 comments