olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Category:

Портрет маркизы де Помпадур Ф. Буше во фрагментах

В 1756 году Франсуа Буше пишет второй "Портрет маркизы де Помпадур", официальной фаворитки короля Франции Людовика XV. Ныне он находится в Старой Пинакотеке Мюнхена. Размер картины 201 x 157 см, масло, холст. Стиль рококо.
01 маркиза де Помпадур
Не заметить этот портрет мадам де Помпадур в музее сложно даже на бегу. Дама на портрете спокойна, но сам портрет цепляет взгляд. И заметив и остановившись, невозможно от него оторваться, отвести глаза, а хочется смотреть и вникать в детали. И поэтому об этом портрете мадам де Помпадур упоминала сразу после посещения Старой Пинакотеки, но хотелось бы более подробно и внимательно рассмотреть фрагменты, чтобы понять из каких именно деталей создавала маркиза свой имидж и как они взаимосвязаны между собой: не только платье, но все - от туфелек до книг и прически, макияжа с маникюром.

Сюжет картины прост. Молодая дама раздумывает над прочитанным, подняв глаза от книги. Вряд ли кто-то прервал ее чтение и потревожил покой. Беспокойства во взгляде ее нет. Спокойно занималась в своем кабинете: читала, писала письма, снова читала, задумалась, облокотившись на подушку и опустив книгу.
02 часы, книжный шкаф в зеркале и рама зеркала
Маркиза полулежит на софе, установленной у зеркала, в котором отражается книжный шкаф с часами наверху и немного ее прическа сзади.
03 собачка, розы и свитки маркизы на полу
У ног ее сидит собачка, на паркетному полу лежат живые розы, которые любила маркиза больше других цветов и свитки рукописей.
Рама картины несколько напоминает раму зеркала
Рама картины несколько напоминает раму зеркала на самой картине. Простой паркет без украшений.
05 туфельки без задника типа сабо
На мадам туфельки без задника и на каблуках, именно она ввела их в моду, а раньше обувь на каблуках носили только мужчины.
Цвет розовых туфелек типа сабо
Цвет розовых туфелек типа сабо гармонирует с цветами по подолу платья.
07 подол платья
Подол платья в приглушенных тонах цвета морской волны расшит розами. Мне кажется, что те фотографии, на которых платье маркизы кажется более насыщенных цветов передают реальные цвета картины неверно.
08 складки платья
Пышное платье и складки на нем.
09 цветы на подоле
Подол платья расшит матерчатыми розами и кружевами.
10 раскрытая читаная книга на платье
Книга, которую держит мадам, читана не раз, что видно по загнувшимся от использования страницам. Хозяйка ведь покровительствовала искусству и литературе во Франции, и художник хочет это подчеркнуть.
11 перо, письмо и столик с подсвечником
Жанна-Анттуанетта, таково было ее имя, не только много читала, но часто и много писала, поскольку состояла в переписке с известными философами и писателями того времени, встречалась не только с Вольтером и Дидро, а и со многими другими.
Простой серебряный подсвечник и печатка для воска, чтобы запечатывать письма.
12 кружева и браслеты мадам
На обеих руках жемчужные браслеты, а рукава платья украшены кружевами.
13 маникюр маркизы , рука на декоративной подушке
Прекрасные руки маркизы ухожены и чисты, и это не фантазия или комплимент художника знатной даме. Маркиза мылась каждый день и часто принимала ванну. В отличие от других дам, от нее нежно пахло розами, а не потом и сильными духами, как от остальных дам французского королевского двора. Версаль встретил мадам де Помпадур запахами пота, мочи и пыли, а также блохами и вшами, и, хотя изменить привычки двора она не могла, сама мыться не перестала, что способствовало возникновению слухов, что она "смыла здоровье".
Болезненность мадам окружающие непосредственно связывали с ее привычкой к чистоте.
14 лицо и взгляд маркизы, фрагмент
Лицо маркизы подрумянено и губы подкрашены в тон к одежде.
15 бантик на шее
На шее она носит розовый бантик.
16 бантик на шее и декольте
Из одного материала сделаны бантики на шее и декольте.
И на рукавах аналогичные бантики
И на рукавах аналогичные бантики.
18 бантики по корсажу
А также по корсажу.
19 бантики на рукавах, шее, декольте и корсаже
Итак, бантики на рукавах, декольте и по корсажу сделаны из одного и того же материала, в одном и том же стиле, но различаются по размеру.
20 цветы в прическе
В прическу маркизы де Помпадур вплетены цветы. Вот тут не поняла, живые они или искусственные.
Такие же цветы расположены и на декольте сбоку
Такие же цветы расположены и на декольте сбоку.
цветы в прическе и приколотые к платью
Здесь можно лучше сравнить и убедиться, что цветы в прическе и приколотые к платью - одинаковые по структуре, но различаются, конечно, по размеру.
23 прическа маркизы и отражение в зеркале сзади
Благодаря тому, что маркиза сидит спиной к зеркалу, можно рассмотреть ее прическу сзади.
24 макияж маркизы
И, последнее, на что хотела бы обратить внимание: маркиза употребляет косметические средства очень осторожно и в небольших количествах в отличие от своих современниц, которые не смывали макияж, пока слои пудры и румян не отваливались с их лиц кусками. Конечно, это очень удобно и требует меньше времени, чем краситься каждый день.
Зато ее одежда не была постоянно в пыли от пудры и румян, как у них.


Портрет Изабеллы Клары Евгении и изабелловый цвет

Мадам де Помпадур многие называют сегодня иконой стиля рококо, говорят о феномене и секрете ее обаяния. И поэтому особенно интересно посмотреть, что же носила, как красилась и в какой обстановке жила эта удивительно талантливая женщина.
А секрет и феномен, вероятно, именно в целостности и гармоничности облика маркизы, как ни тривиально это звучит.
К сожалению, не будучи специалистом в области одежды, не знаю названий ее деталей, однако мне просто интересно было рассмотреть их.
А вам, друзья?
Будем тогда вместе надеяться, что сюда придет кто-нибудь из специалистов по истории костюма и поправит, если что не так сказала, и объяснит нам больше.
Tags: Германия, Мюнхен, Франция, искусство, музей, одежда, талант
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

Recent Posts from This Journal