olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

Портрет Изабеллы Клары Евгении и изабелловый цвет

В 1599 году Хуан Пантоха де ла Крус пишет портрет испанской инфанты Изабеллы Клары Евгении, который ныне находится в Старой пинакотеке Мюнхена. С именем этой инфанты связано ни много ни мало как возникновение цвета - изабеллового, поэтому вдвойне любопытно рассмотреть детали этого произведения искусства, тем более что мастер знаменит достоверным изображением одежды и деталей на парадных сословных портретах, так называемых "испанских".
01 Хуан Пантоха де ла Крус. Портрет эрцгерцогини Изабеллы. 1599. Старая пинакотека. Мюнхен
Хуан Пантоха де ла Крус. Портрет эрцгерцогини Изабеллы. 1599. Масло, холст, 124.8 на 97.6 см. Старая пинакотека. Мюнхен.
Кто же такая изображенная на портрете испанского художника эрцгерцогиня Изабелла и как возник цвет, названный в ее честь?

Родилась инфанта Изабелла Клара Евгения 12 августа 1566 году в Сеговии в семье короля Испании Филиппа II и его третьей жены Елизаветы Валуа, которая скончалась, когда девочке было два года. Отец позаботился о том, чтобы его дочь получила образование, позволяющее ей в дальнейшем принимать участие в политической жизни страны вплоть до смерти Филиппа в 1598 году и в дальнейшем.
02 Juan Pantoja de la Cruz (1553 - 1608) Infanta Isabella Clara Eugenia of Spain (1599, Alte Pinakothek, München)
В 1599 году, когда Juan Pantoja de la Cruz написал этот поясной портрет, 33-летняя Исабель Клара Эухения (исп. Isabel Clara Eugenia de Austria) 18 апреля вышла замуж за Альбрехта VII Австрийского, с которым была помолвлена два года и которому ее отец передал управление Испанскими Нидерландами, в которые входили территории от Рейна и Мааса до Люксембурга и Бельгии и где шла 80-летняя война. В случае бездетности Изабеллы эти земли должны были быть возвращены Испании, и, поскольку трое детей супругов умерли в младенчестве, так и произошло после смерти эрцгерцогини 1 декабря 1633 года в Бросселе.
За время своего правления вначале совместно с мужем, а также после его смерти в 1621 году, Изабелла не только занималась политическими делами, но и покровительствовала искусствам. Иногда, это совмещалось: так Петер Пауль Рубенс не только являлся ее придворным художником, но и выполнял секретные дипломатические поручения, хотя "тайны мадридского двора" сохранить у него получалось не всегда.
Однако, вернемся к портрету, который выполнен в тех цветах, оттенках и материалах, которые любила молодая эрцгерцогиня, когда, конечно, не носила траур, хотя в ее жизни это случалось достаточно часто. Так после смерти мужа она более не надевала мирского одеяния, а носила монашеское одеяние францисканского ордена Клариссы, в котором изображена на известном портрете Рубенса того времени. Но это случилось гораздо позже, а на этом портрете она полна жизни и надежд на будущее.
03 прическа и жемчужное украшение
В прическе инфанты, в которую уложены высоко зачесанные волосы, можно рассмотреть жемчужное украшение с теми же драгоценными камнями, которые украшают ее платье, хотя и меньшего размера.
04 серьги
Жемчужные серьги в ушах, но не очень понятно: сережек две в одном ухе или верхние жемчужинки относятся к прическе?
05 лицо и макияж
На гордом красивом лице Изабеллы легкий макияж выглядит почти как естественный румянец, белизна кожи и цвет губ.
06 воротник и жемчуга
Воротник, о этот знаменитый испанский воротник грангола! Маленький жернов, с 90-х годов, совсем недавно в моде это огромное блюдо, которое, конечно, не надо путать с одноименным пыточным инструментом, но так соблазнительно это сделать.
Костюм, в который одета инфанта весьма сложен, хотя соответствует принятым правилам, когда отношения ширины юбки к росту равняется 1:1,5, длины лифа к длине юбки 1:2. Голова укладывается в фигуре 7 раз. Платье состоит из множества частей. Попробуем назвать некоторые из них, пытаясь с помощью интернета самостоятельно разобраться в этих хитросплетениях.
07 бантики на рукавах
Если присмотреться к рукавам, украшенным бантиками, то видно, что в верхнем платье вестидо присутствуют съемные или откидные фальшивые рукава, превратившиеся к тому времени в крылья, сложными конструкциями соединенные с лифом, который заканчивался острым мысом.
08 жемчужное ожерелье
На уплощенной специальными жесткими приспособлениями груди длинное жемчужное ожерелье в два ряда.
09 жемчуга, манжеты и маникюр
Пальцы Изабеллы перебирают жемчужное ожерелье. Кружева на манжетах по рисунку и фактуре аналогичны кружевам на воротнике. Аккуратный маникюр. Кажется или нет, что ногти не закруглены, а подпилены квадратиками прямо и слегка подкрашены?
10 кольца и маникюр
Колец на длинных наманикюренных пальчиках Изабеллы немного: на большом и указательном пальцах правой руки и на мизинце и безымянном левой.
11 вышивка и жемчуга на платье
Платье расшито жемчугом и драгоценными камнями.
12 в правой руке нож или веер
В руках Изабеллы нет книги, однако в правой руке она держит нож для разрезания книг или сложенный веер? Все же, вероятно, веер.
13 987 Juan Pantoja de la Cruz 1553 - 1608 Infantin Isabella Clara Eugenia von Spanien 1566 - 1633
Под портретом на раме номер 987 и надпись Juan Pantoja de la Cruz 1553 - 1608 Infantin Isabella Clara Eugenia von Spanien 1566 - 1633. Годы жизни художника и его высокопоставленной модели.
Изабелловый — цвет, бледно-соломенный; конская масть, светло соловая, изжелта белесоватая, при белом хвосте и гриве. Толковый словарь Даля. И цвет, и масть лошадей входят в моду при Изабелле Кларе Евгении.
Примеры из литературы: "Затем, одевшись, сидели на пляже, - мать в большой белой шляпе, под белым нарядным зонтиком, отец тоже под зонтиком, но мужским, изабеллового цвета". В. Набоков. Подвиг.
"Граф приветствовал знакомую даму, правя своими кровными лошадьми цвета isabelle". Б. Маркевич. Бездна.
В отношении происхождения любимого цвета инфанты возник весьма язвительный слух, что Изабелла поклялась не менять своей нижней сорочки, пока ее супруг не покорит осажденный его войсками бельгийский порт Остенде, но осада затянулась с 5 июля 1601 года до 16 сентября 1604.
Сдержала ли свою клятву просвещенная правительница, неизвестно, но если бы так произошло, то, вероятно, цвет ее рубашки стал бы гораздо более темным, чем бледно-соломенный. Поэтому, думаю, не стоит этот миф принимать на веру.


В прошлый раз рассказывала о костюме и любимых цветах маркизы де Помпадур, портрет которой меня заинтересовал в том же музее Мюнхена. Портрет Изабеллы тоже не оставил меня равнодушной, поэтому рассказала о нем то, что удалось узнать и вспомнить.

На данном портрете 1599 года цвет isabelle не является главенствующим в костюме эрцгерцогини, но хотя в достаточной степени присутствует в элементах вышивки. Зато во многих костюмах на других, в том числе и более ранних портретах инфанты, он превалирует. Просто такой цвет Изабелле нравился.
Такова история возникновения изабеллового цвета.
Tags: Германия, Испания, Мюнхен, искусство, музей, одежда
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 44 comments