olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Category:

Почему спартанские женщины не воевали?

Рассуждения о судьбе женщины в Древней Греции традиционно сводится к противопоставлению "свободной" спартанки и "несвободной" афинянки. Традиции этой столько же лет, сколько и античности. Но если спартанки были такие свободные, как считают некоторые феминистки, почему они не участвовали в войне?
Ведь война для спартанца была отдыхом от подготовки к ней, которая отнимала у него большую часть мирного времени. Неужели спартанкам не хотелось отдохнуть от унылых будней, а, если не всем, то некоторым?
Метопа Парфенона. Битва с амазонками. Западная сторона. Лондон. Британский музей
На западных метопах Парфенона изображена война ахейцев с амазонками. И где те ахейцы, где амазонки? Почему мы ничего не знаем о женских военных подразделениях в Спарте, которая, как считали древние греки, по положению женщин отличалась от всех остальных полисов? Ведь девочки, как и мальчики занимались спортом, участвовали в соревнованиях, и вполне были крепки физически. Но не воевали, а почему?

Мне кажется, что называя спартанок "свободными" по сравнению с афинянками и рассуждая об участии в военных действиях, мы совершаем множество методологических ошибок, потому что нам надо определить не только, что такое свобода женщины в античности, но и мужчины, а главное - соотношение их свобод в рамках социума, ведь их действия и представления были обусловлены теми взаимосвязанными духовными и материальными особенностями, которые общество давало им возможность реализовать.

Если попытаться построить модель обществ Спарты и Афин, для того, чтобы выявить взаимосвязи то станет понятно, что если мы изменим один или несколько их параметров, то изменится и вся система взаимоотношений. Так произошло в VII веке до н.э. со Спартой, которая до этого момента развивалась в том же направлении, что и соседние полисы. Тогда были приняты законы Ликурга и Спарта стала отличаться от других государств. Но насколько это отличие существовало в действительности?

То, о чем мы уже говорили - это весьма приблизительная модель спартанского быта, созданная по весьма обобщенным представлениям древних авторов, а реальность, конечно отличалась.
Однако, для того, чтобы ее критиковать, хорошо бы приводить не голословные утверждения о свободе, искусстве, культуре, политики и науке, а реальные примеры античной общественной жизни.

Рекомендую почитать древних авторов, обращая внимания на их противоречия в описании спартанского образа жизни. Например, обращая внимание на запрет роскоши, тот же Плутарх порицает спартанок, предающихся роскоши в то время, как их мужья воюют. Геродот с удивлением рассказывает о том, что спартанцы берут взятки. Оба они рассказывают о предательствах спартанских военачальников не только в отношении греческой борьбы с персами, что было делом обычным, а иначе Пелопонесскую войну Спарте было не выиграть, но и интересов самого Лакедемона, например, Павсанием, в конечном счете эмигрировавшим из государства.

Кстати, в Афинах тоже неоднократно раздавались призывы к борьбе с роскошью, вводились налоги на нее и порицались граждане, предающиеся чувственным удовольствиям.

Однако, ведь Спарта при всей своей изоляции существовала не отдельно, а во взаимосвязи с другими греческими полисами. И мужчины, и женщины играли в нем определенные роли: среднестатистический мужчина физически сильнее женщины, но только женщина может рожать и выкармливать детей и для этого ей нужно время.

Женская сексуальность своими отличиями от мужской пугала древних, но афиняне справлялись с ней так, а спартанцы иначе. Амазонок, конечно, как племен, а не временных бандитских формирований, никогда не было, но мужчины дружно их победили.
Противоречие?
Нисколько. В мифе победы ахейцев над амазонками существующее половое разделение труда по поддержанию системы представлялось как победа мужчин над женщинами для того, чтобы раздувать и поддерживать взаимные противоречия между мужчинами и женщинами, чтобы мужчинам казалось, что они что-то могут взять, а женщинам, что у них что-то можно отнять. Потому что только в этом случае человеку мнится, что он свободен.

При этом афинянам казалось, что женщины не воюют потому, что они их покорили и отобрали у них свободу. А спартанцы думали, что они женщинам свободу дали, и потому им воевать больше не за что.

Афинские мужчины у афинянок свободу не отнимали, а спартанские мужчины ее спартанкам не давали: ведь дать или отнять можно только то, что существует.
Например, афинянин не мог разрешить любимой жене без провожатого ходить по улицам, потому что ее бы приняли за проститутку и изнасиловали.
А спартанец не мог запереть дома свою жену, потому что его бы наказали за то, что нарушает закон.

Кстати, именно наличие проституции позволяло сохранять институт брака у афинян, а ее отсутствие - брак в Спарте. И в обоих случая способствовало обеспечению нравственности общества.

Свободу не дают, свободу берут? Какое заблуждение. Ну, попробовала бы афинянка походить по улицам, а спартанка поткать. Быстро бы их окоротили бдительно следящие за нравственностью сограждане.

Эдгар Дега Юные спартанцы
Эдгар Дега. Юные спартанцы. 1861, Лондон, Национальная галерея.
Чем занималась замужняя спартанка? Ходила по улицам, по свидетельству Аристофана в "Лисистрате", занималась спортом, дочерьми до их выхода замуж и сыновьями до 7 лет.

Что делала семейная афинянка? Сидела дома, занималась ткачеством и макияжем, воспитывала девочек до выхода замуж и мальчиков, если у тех были силы перед сном.

И та, и другая следили за работой рабов, готовили пищу.
Процессия афинских девушек. Восточный фриз Парфенона
Процессия афинских девушек. Восточный фриз парфенона. Лондон. Британский музей.
Афинянки принимали участие в различных религиозных процессиях и праздниках как вместе с мужчинами, так и только женским коллективом.
Спартанки тоже.

И обе они не могли не рожать, хотя многие очень активно занимались изучением противозачаточных средств и методов с переменным успехом.

Бедные афинянки, конечно, сами ходили на рынок, и у них не было средств на хорошие ткани и косметику, а малоимущие спартанки ткали, и у них не было средств оплачивать занятия спортом. Но и тем, и другим было стыдно за себя и своих мужчин, которые их недостаточно обеспечивали.

Чем занимались афинские мужчины? С утра до вечера отсутствовали дома по государственным делам и тренировались для поддержания военной формы. Воевали. Пировали в своем мужском кругу.
Ремесло считалось недостойным свободного человека, и в конечном итоге стало уделом неграждан и рабов, а свободные бедные превратились в параситов, то есть нахлебников как у государства, так и у богатых сограждан.

Что делали спартанцы?
С утра до вечера отсутствовали дома по государственным делам и тренировались для поддержания военной формы. Воевали. Пировали в своем мужском кругу.
Ремесло для полноправных граждан было запрещено. Бедные граждане, которые не могли больше вносить пищевой и денежный вклад в совместные трапезы в сисситии, мужском сообществе, лишались определенных прав, переходя в разряд "опустившихся", интересные замечания о том, как накладны бывали подобные трапезы для бедных спартанцев рассказывает Аристотель.

Существенная ли разница в образе жизни тех и других? Но все же - чем она была обусловлена? Думается тем, как в данный момент конкретная система относилась к роскоши.

Некоторые исследователи говорят о формировании на территории Спарты тоталитарного общества, которое парадоксальным путем обеспечило спартанкам больше свободы, чем проживающим в других полисах античным женщинам. Помочь им справится с некоторыми противоречиями мог бы комплексный подход: от спартанки, находящейся под постоянным общественным контролем, требовалась несколько иная модель поведения. Только и всего. Например, если бы спартанка захотела научиться ткать, сделать она этого бы не могла, поскольку ремесленный труд расценивался как рабский. Ее бы затравили точно также, как любящую прогулки по улицам афинянку.
Точно также и мужчина: если он не стремился к роскоши, то подрывал устои афинского общества, а если стремился, то спартанского.
Ни тот, ни другая не могли делать то, что им вздумается, а только то, что считалось полезным для системы, в которую они входили.

А что было нужно системе? Функционировать и продолжаться, то есть следование законам и дети. И поэтому она требовала от спартанца и афинянина разных вещей, но ведущих к одной, независимой от их желаний, цели.

Если мужчины часто отсутствовали дома, то обеспечивать рождаемость, то есть продолжение функционирования системы, можно двумя путями: терпимо или нетерпимо относясь к супружеским изменам, а для этого дать женщинам свободу ходить по городу или их запереть дома.

Дать женщинам свободу адюльтера можно только в том случае, как в Спарте, если детям особо нечего оставлять, не существует стремления к роскоши и денег, а сами дети рассматриваются как собственность государства.
Однако, когда нужно, отношение к адюльтеру становилось нетерпимым и в Спарте: кандидатуры многих царей отвергались в связи с сомнительностью происхождения.
К тому же, супружеская свобода была ограничена гражданами: половые сношения с илотами запрещались. Хотя и тут бывали послабления: во время первой мессенской войны спартанцы разрешили женам взять в наложники илотов, а родившимся детям обещали дать гражданство.
Интересно, имели ли спартанки возможность не брать в наложники илотов, если им не хотелось, но был принят закон, что это надо сделать для улучшения демографической ситуации?
Но обещания власти не сдержали, поскольку война кончилась и оказалось, что детей родилось до и после нее достаточно, а семейную собственность в полисе старались не дробить, однако разрешили выросшим детям илотов и гражданок уехать и основать Тарент.

Можно было, как в Афинах, регулируя количество граждан, то разрешать гражданство детям граждан и неграждан, то давать исключительно потомкам граждан.

А мальчики воспитывались именно такими, как нужно обществу, и тоже с весьма небольшими различиями: с 7 лет спартанские ночевали в школах, а афинские возвращались из школы на ночлег домой. И то, и другое государство делало все, чтобы мужчины с детства максимально занимались общественной деятельностью, а не сидели дома.

Думаю, что со временем возникнут возможности для интересующихся в рамках ролевых игр и в ограниченных законом пределах пожить жизнью и спартанцев, и афинян, на собственном опыте познавая, что это такое.
Мы примерно представляем себе, что люди ели, что и в каких случаях надевали, как спали и украшали жилища, чем пользовались, чтобы приготовить пищу, создать одежду, построить и убирать жилье. Как выращивали продукты и создавали орудия труда.
В принципе можно все это воспроизвести в некоторой приближенной к действительности модели. Однако, настораживают последствия Стэнфордского эксперимента 1971 года, так что скорее всего приближение будет очень отдаленным.
Но все равно, может быть, тогда многие поймут лучше то, о чем здесь говорится: ведь в сутках 24 часа, человеческие силы не безграничны, а бытовые орудия и главное - отношения людей и их представления о добре и зле - соответствуют уровню развития своего времени.

Именно воспитание женщин определяло то, что они в принципе могли захотеть, а врожденные особенности их характера - как именно они того желали и свои желания реализовывали. Объединяло же их прежде всего биологическое: задачей и спартанки, и афинянки было прежде всего рождение граждан полиса и воспитание их так, как требовалось в данный исторический момент.

Зачем сейчас выпускают фильмы про свободных воинственных амазонок? Потому что этого хотят современные женщины и мужчины. Почему они этого хотят, мы обсудим в следующий раз.
Метопа Пафенона битва лапифов с кентаврами
Метопа Пафенона битва лапифов с кентаврами. Южная сторона. Лондон. Британский музей.
А то, что ни мужчина, ни женщина не должны оставаться без контроля государства, как говорит в "Законах" Платон, было реализовано в современных ему Спарте и Афинах в должной мере.
Но в античности ни спартанка, ни афинянка свободными в нашем понимании не были: и та, и другая были вынуждены вести тот образ жизни, который был принят в их родном полисе, хотели они того или нет. Не только афинянка не могла, например, заниматься спортом и ходить по улицам без сопровождения, потому что в ее социальной реальности не было для этого условий, но и спартанка - сидеть дома и наряжаться - по аналогичной причине. Не говоря уж о том, что ни та, ни другая не могли отправиться в военный поход в дружных рядах славной армии родного полиса.
И мужчины в этом виноваты не были.
Как и в том, что не могли рожать детей без женщин.
Tags: Греция, закон, миф, тоталитаризм, феминизм
Subscribe

Posts from This Journal “Греция” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 56 comments

Posts from This Journal “Греция” Tag