olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Category:

Парфенон должен быть раскрашен?

В посвященных Парфенону залах Британского музея, можно получить массу интересных и полезных сведений о том, как создавались украшающие его античные шедевры, и, в том числе о том, как было раскрашено это одной из самых знаменитых зданий мира, а не только получить эстетическое наслаждение от созерцания уникальных экспонатов.
Как и многие музеи мира, Британский музей не только выставочный зал, но научный и образовательный центр, предоставляющий посетителям разнообразную информацию о выставленных объектах.
реконструкция раскрашенный парфенон
Сегодня ни для кого не является тайной, что греческие скульптуры и здания не были бесцветными, но их мраморные формы были многообразно окрашены в различные яркие цвета.
Как это было сделано и рассказывает богатая экспозиция залов афинского Парфенона Британского музея.

Британский музей из холла путь к залам парфенона
Посещение Британского музея напомнило мне, как на даче в Репино в летние грустные дождливые вечера нашего детства мы с сестрой клеили модель Парфенона, пока папа читал нам "Мифы Древней Греции". Это и сейчас может сделать любой ребенок. Для этого использовали мягкий тростник, в изобилии растущий на берегах Финского залива. Сначала мы складывали сруб, из пластилина лепили статуи внутри, затем вокруг сруба ставили колонны, а на них треугольником клали крышу.
белая модель парфенона
Красили модель Парфенона белой краской. Треугольную дырку фронтона заклеивали белой бумагой с карандашным рисунком статуй.
Папа рассказывал, что именно таким образом из деревьев эллины строили свои первые храмы, а деревья перед стенами, которые потом превратились в мраморные колонны, были нужны для поддержания над ними крыши, чтобы стены храма не портил дождь.
раскрашенный парфенон в играх и фильмах
А много лет спустя я узнала, что статуи на фронтоне, метопах и фризе были раскрашены, а Парфенон, построенный в 447—438 годах до н. э. - красочно орнаментирован с использованием яркой красной, синей и золотой красок.
парфенон раскрашенная модель 1
Вспомнила детство и ужасно расстроилась, что мы этого тогда не знали: нам так хотелось раскрасить наш греческий домик с колоннами в разные цвета, а папа, приучая нас к красоте, не разрешал!
парфенон Британский музей 2
Как и многие, наш батюшка считал, что в Элладе статуи, дома и одежда людей были белыми. Ведь недаром на античные стандарты всегда ориентировались художники.
школьники  парфенон
Залы Парфенона Британского музея полны школьниками.
А когда я в 70-х годах прошлого века занималась археологией в школьном кружке при Эрмитаже, преподаватели нам говорили о влиянии на Элладу Египта и Африки, и что, возможно, не все античные статуи были белыми или не совсем, но в 80-х годах в университете студентам философского факультета объясняли, что греки умели абстрагироваться от цвета и видеть прекрасное в совершенстве белой формы.
И мы полюбили бело-мраморное "греческое чудо", как это сделал до нас Эрнест Ренан: "И тогда весь мир показался мне прибежищем варваров. Восток шокировал меня своей помпезностью, напыщенностью и лживостью".
традиция шествия на фриз Парфенона в других культурах 1
Материалы Британского музея о традициях скульптурных изображений шествий в других культурах.
А, оказывается, греки абстрагировать форму от цвета не умели и белую статую считали несовершенной, потому что попросту незаконченной. Более того, возможно, эту форму они создавали, снимая слепки с живых людей, подгоняя их под канон Поликлета и раскрашивая в те цвета, которые считали яркими, подходящими и красивыми, как доказывает скульптор и ученый Найджел Констам. В наше время Мюнхенский профессор археологии Винцент Бринкман (Vinzenz Brinkmann) в течение четверти века с помощью новейших технологий занимается изучением раскраски античных статуй, это по его инициативе была организована выставка "Пестрые боги", которую упомянула в прошлом посте.
парфенон раскраска метоп
Раскраска метоп Парфенона.
Одним из первых о раскраске античных статуй и использовании для их украшения драгоценных металлов и материалов написал в книге "Юпитер Олимпийский" (Le Jupiter olympien, 1814) французский архитектор и искусствовед Антуан Христозом Катрмэр де Кинси (Quatremere de Quincy).
кинозал
Фильм о строительстве Парфенона в одном из кинозалов Британского музея.
Белый цвет иногда любили римляне, да и то не всегда, и использовали не во всех скульптурных произведениях. Этот "белый римский" вопрос ученые успешно изучают сейчас, поэтому некоторые положения очень интересной книги Филиппа Жоке (Philippe Jockey) "Миф о белой Греции" относительно монохромного предпочтения римлян в свете новых открытий представляются дискуссионными.
калигула
Римляне тоже изготовляли раскрашенные статуи, как этот портрет Калигулы. Остается исследователям выяснить, когда и почему они это делали, а также по каким причинам и какие именно статуи оставляли белыми. Возможно, белыми были в основном копии с греческих образцов?
парфенон фриз красочный орнамент
На поверхностях античных сооружений и статуй присутствуют следы красок, которыми пользовались для их раскрашивания: киноварь, медь, охра, египетская синь, золото, серебро и другие пигменты и вещества.
Афина в Нешвилле, США
В американском городе Нашвилле, штат Теннесси, в 1897 построили не только Парфенон из бетона, но и в 1990 году скульптором Аланом Лекуиром была воссоздана в полный рост один из вариантов статуи Афины Фидия, которая до наших дней не дошла и известна только по кратким описаниям и возможным копиям.
Диона, Афродита следы пигмента на статуях богов
В Британском музее ученые долго не могли найти следов пигмента на многих статуях, и связывали это с достаточно грубой по современным меркам реставрацией, которая была проведена как сразу после покупки мраморов у вывезшего их из Афин в Англию лорда Элгина в 1816 году, так и впоследствии.
остатки пигмента на мраморе статуй
Только в 2009 году сотрудник Британского музея Джованни Верри обнаружил остатки пигмента на мраморе статуй.
Диона, Афродита
Giovanni Verri посредством использования инфракрасной фотокамеры доказал, что в раскраске скульптур Парфенона присутствует минеральный пигмент, известный как египетская синь.
краска проникает в мрамор
Проникшая в мрамор краска, дает представление о том, что синим был плащ Дионы, пояс вестницы богов Ириды, полоски на одеянии солнечного бога Гелиоса.
Диона, Афродита пигмент на статуях богов
Возможно, раскрашенные статуи фронтона Диона и Афродита выглядели примерно так.
Диона, Афродита раскрашены
Особенно умиляет почему-то античный хитон в горошек.
александр иванов аполлон
Попытки "оживить" античные статуи предпринимал и русский художник Александр Иванов, но скорее всего он пытался представить себе натурщика, а не собственно раскрашенную статую.
парфенон фриз раскраска
Раскраска фриза Парфенона.
О том, что античные греческие статуи были раскрашены, еще в 1798 году миру сообщил посол Франции в Османской империи, в которую тогда входила Греция. Мир его не услышал, кроме некоторых художников.
Lawrence Alma-Tadema Phidias Showing Frieze Parthenon Friends 1868 Birmingham Museum
Британский художник нидерландского происхождения Лоуренс Альма-Тадема в 1868 году пишет картину "Фидий показывает фриз Парфенона друзьям". Однако, даже популярность этого живописца среди современников, мифа о белой Греции не поколебала. Неужели напрасно мастер ездил на раскопки в Помпеи и досконально изучал античный быт? Ведь критики его ругали именно за точное изображение деталей, смеялись, что Лоуренс пишет не картины, а иллюстрирует учебники по истории.
Интересно, а что зрители думали, глядя на эту и другие картины на античные темы, как рассуждали, оценивали? Как им удавалось увидеть в этой пестроте вожделенную белизну?
Но многие ее видят до сих пор. И неудивительно: зайдите в любой античный зал музея и посмотрите на белые статуи.
консультант
Работник Британского музея дает объяснения посетителям, которые многого не понимают в быте древних.
На выставке "Пестрые боги" в мюнхенской глиптотеке ученые обратились к посетителям со словами:
"Точно установлено, какие именно пигменты использовались во времена Античности, но лишь в редких случаях удается восстановить все пигменты, которые применяли для росписи конкретной статуи. Также сложно определить интенсивность и оттенки оригинальных росписей. Мы не можем утверждать, что скульптуры выглядели именно так, как представлено в экспозиции. Но можем сказать, что настолько приблизились к правде, насколько позволяют современные возможности".
А мне в защиту основателей европейской цивилизации, которых сегодня многие ругают за отсутствие вкуса, жестокость, вероломство и прочие недостатки, хочется сказать так:
- Полюбите их пестренькими, беленькими-то эллинов каждый полюбит!

Мне кажется, что та цивилизационная шутка, которую сыграла с нами природа и история, когда европейцы, благодаря стирающему краски, стили и идеологии времени создали себе то, чего не существовало в реальности, восприняли останки динозавра как кости своего героического предка Ореста, а собственную конструкцию как непревзойденный идеал - и стали ему поклоняться, создав удивительный феномен Белой Греции в нашей культуре, очень интересная тема для всестороннего изучения.
На противоположном сторонникам белой Греции полюсе уже звучит вопрос: должен ли Парфенон быть раскрашен?
В реальности, надеюсь, что нет: сама люблю "миф о белой Греции". Кроме того, у нас через один дворцы и усадьбы, да почитай каждый дом культуры как Белый дом в палладианском стиле: это ж сколько народных средств и краски уйдет, чтобы их все под антики расписать!
Но допускаю, что наши потомки могут решить иначе.
Tags: Англия, Греция, Лондон, археология, дети, искусство, миф, музей, папа
Subscribe

Posts from This Journal “Греция” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 35 comments

Posts from This Journal “Греция” Tag