olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

Достоевщина с собственностью в "Левиафане" и "Иде"

Просмотр двух фильмов, номинированных на Оскар-2015, российского и польского режиссеров - А. Звягинцева "Левиафан" и П. Павликовского "Ида", оставил меня в легком недоумении: как им удалось получить призы европейских кинофестивалей за столь неясную сценарную достоевщину с собственностью?
01 Левиафан
Герои Звягинцева и Павликовского не принимают мира по той же схеме, что и Иван Карамазов: "Я не бога не принимаю, пойми ты это, я мира, им созданного, мира-то божьего не принимаю и не могу согласиться принять".
И герои уходят из него в пьянство, тюрьму, монастырь, самоубийство.
Но, что это за мир, который принять нельзя? Что-то мне он подозрительным показался.

Давайте на этот мир "Левиафана" и "Иды" вместе и посмотрим, начав с отношений собственности в нем. Почему нет?
И там, и тут все начинается и закручивается вокруг нее: у героев отбирают дом!

В фильме А. Звягинцева "Левиафан" мэр по суду отбирает у человека за небольшую компенсацию участок земли, на котором тот построил дом, а затем выстраивает на месте снесенного дома церковь.
Не только на каком основании удалось отобрать участок земли, но и по какому праву человек владел этой землей и построил на ней дом - в фильме остается совершенно неясным.
Ясен лишь смысл: так осуществляется произвол коррумпированной власти.

Так вот я не верю в то, что участок и дом были оформлены в соответствии с законом так, что их отнять было бы невозможно.

Знаете, как это делается? Гораздо проще: дом с обитателями ночью сжигается, когда они спят, а документы исчезают из всех организаций ими занимающихся. И никаких трагедий и душевных разговоров.
А следующие на очереди по отъему участка понимают, что бодаться с Левиафаном станет только самоубийца или дурак.

Подобная ситуация, когда земля нужна для той или иной цели государству или богачу возможна в любых странах, и сопротивление бесполезно, а компенсация невелика. Недаром Звягинцев воспользовался русифицированным сюжетом из жизни американца Марвина Джона Химейера.

Хотя иногда в путешествиях по разным странам видела и забодавших государство: их дома со всех сторон окружены скоростной магистралью - вот ведь как весело и полезно для здоровья там жить и как безопасно переходить дорогу детишкам, наверное.

02 Ида
В фильме П. Павликовского "Ида" во время гитлеровской оккупации Польши сосед убивает евреев и присваивает их землю и дом, где и живет потом с семьей.
При этом он, вероятно из милосердия, не убивает вместе со всеми, а отводит дочку убитых им евреев к католическому священнику, который отдает ее на воспитание в монастырь.
Разве убийца не понимает, что девочка вырастет и начнет выяснять, как убили ее родителей?

А по какому праву поляк-убийца занимает дом? Для этого должны исчезнуть все документы на собственность и отношения с соседями быть идеальными, ведь любой конфликт - основа для доноса на "врага народа" в социалистической Польше.

Кстати, этими делами и занимается в качестве прокурора и судьи сестра убитой еврейки, вместе с которой убили и ее собственного сына, которого она "оставила сестре и ушла на войну".

То есть автор хочет, чтобы я поверила, что прошедшая Вторую Мировую войну и беспощадная к врагам народа "красная Ванда", обладающая, как она сама говорит и, между прочим, реально доказывает дорожной автоинспекции после устроенной ею в пьяном виде аварии, "иммунитетом", связями и полномочиями, не поинтересовалась, кто, где и при каких обстоятельствах убил ее сына и сестру и приватизировал дом ее сестры, где она оставила своего ребенка?!
И при этом, эта высокопоставленная коммунистка в курсе, что дочь ее убитой сестры, ее родная племянница-еврейка Ида, которую она ни разу не попыталась увидеть, выжила, воспитывается в католическом монастыре и собирается принять постриг?
Не смешите мои тапочки.

Федор Михайлович, несмотря на все свои писательские огрехи, все же таких явных нестыковок себе не позволял.

В свете данных отношений собственности в этих фильмах все остальные ужасти совсем не удивляют: ну, пьют русские и польские мужчины и женщины все, что горит, ну вступают в сексуальный контакт со всем, что движется, или выборочно, и при этом разговоры разговаривают о несчастной своей доле, а чаще тяжко многозначительно молчат или завуалированно намекают.

Действительно, такой мир принимать не захочется.

- А потом? - как интересуется героиня-послушница из фильма Павликовского, решившая отведать запретного в постели с юношей и узнать, что предлагает жизнь людям дальше: завести собаку, пожениться, купить дом, нарожать детей - фи, как это пошло, скучно и ненадежно по сравнению с вечностью, куда ведет только дорога к храму.

Остается пожелать им всем счастливого пути, а что еще? Может, еще разок изменим мир или хорош фигней страдать?


Немного правды для подростков в сериале Игра Престолов как причина популярности


О молодежи, сексе и истории России в фильме Рассказы М. Сегала


Притча о перестройке в фильме Географ глобус пропил

03 изгнание
Долой взаимопонимание между мужчинами и женщинами! А. Звягинцев, Изгнание

Экзистенциалистские вопли о судьбе смертного и бессмысленности существования рассматривать не буду: это для идиотов, которые не знают, что все умрем - и они, и вы, и я.
Бритву Оккама знаете? Ну так возьмите ее - и.

Также смешно говорить о каком-то очернении русского и польского народов в этих фильмах, потому что ни книги, ни карикатуры, ни фильмы нации, религии и народы очернить не в состоянии: искусство для этого ненужно, все прекрасно справляются другими средствами.

А фильмы "Ида" и "Левиафан" посмотреть друзьям рекомендую: сняты они красиво и пищу для размышлений дают, для чего, собственно, их и делают - как любит меня спрашивать мой муж: "А ты понимаешь, что это фильм?"
Tags: дом, закон, собственность, фильм
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 105 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →