olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Category:

Как мне студенты фашизмом срывали семинары по философии

В конце 80-х в СССР вовсю шла перестройка и преподавать марксистско-ленинскую философию стало очень сложно: с одной стороны, студенты хотели понять, что в стране происходит, а с другой, - как всегда - ленились готовиться к занятиям. Весна, хочется гулять, а заниматься неохота, и скоро майские праздники, День Победы, и поэтому студенты приноровились срывать мне занятия посредством фашизма, то есть обсуждения причин его возникновения в Германии.
Заводилой в одной группе выступала девушка ненамного меня младше и очень бойкая, ведь в то время я сама только закончила ЛГУ, а своих студентов поначалу побаивалась, как любой молодой преподаватель.

И вот эта девушка, звали ее Нина, как бравый солдат Швейк, применяла постоянно одну и ту же студенческую военную хитрость, начиная с грубой лести:
- Ольга Николаевна, Вы такая умная, образованная, столько всего знаете и читали, вот объясните нам, пожалуйста, как же немцы, такая культурная нация, и вдруг все поголовно стали фашистами? А то мы тут спорим, все никак к консенсусу не придем.

Краснея и бледнея от неловкости, начинала я им рассказывать то, что читала по ночам по этой теме, потому что знала, что они опять спросят про этот треклятый фашизм!

И так семинар за семинаром мы с ними беседуем, обсуждая и выдвигая концепции, а у меня же учебный план, мне нужно на семинарах проработать определенные темы, чтобы на экзамене студенты, тогда вовсю качавшие права, не могли заявить, что этого они не проходили.
Все разговоры ведутся культурно, со взаимным уважением, но не о том, что положено по программе, к которой мне никак наши интеллигентские беседы не свести.
Понимаю, что издеваются надо мной студенты, а сделать ничего не могу, да и неловко как-то прекращать дискуссию по такому важному идеологическому вопросу.
Да и немножко даже страшно: мало ли, скажут начальству, что мне этот вопрос безразличен, раз отказываюсь обсуждать. Наврут, но потом доказывать.
Кошмарная ситуация.
И самый ужас, что эта юная софистка и ее друзья научили и студентов других групп, как меня сбивать с толку. И ту же уловку стали применять во всех моих группах!
Просто затравили совсем со всех сторон.

И рассказать коллегам боюсь: ведь я стажер на временной ставке, а проявляю полую неспособность справиться с группой. Не возьмут в штат и все.

Мой папа, ветеран Великой Отечественной войны, говорил, что на подобные вопросы отвечать нужно, а потом направлять беседу в другое русло. Но как же сложно это сделать на практике!

В подавленном состоянии грустно брела однажды весенним вечером домой и встретила приятельницу, с которой вместе занимались еще школьницами в археологическом кружке у Пиотровского, тогдашнего директора Эрмитажа, отца нынешнего.

Обрадовались, расцеловались, разговорились, кто да что. Она закончила педагогический и в школе преподавала историю в старших классах.
И я решила рассказать ей о своей беде с фашизмом, марксистско-ленинской философией и студентами.

- Слушай, так это же очень просто! - воскликнула она. - Знаешь, как меня наш директор школы научил, когда у меня подобное со школьниками случилось?..

Как на крыльях я летела на следующий день на семинар.

Тишина. Порядок. Поднятая рука. Конечно, это Нина.
- Нина, вы что-то хотели спросить?
- Да, Ольга Николаевна, у нас вопрос. Вот мы тут думали насчет зарождения фашизма, - начала моя врагиня, сдвинув брови, с серьезным выражением лица. Другие студенты оживленно захихикали, заерзав и потягиваясь.

- Это прекрасно! - воскликнула я. - Просто замечательно, что вы так серьезно интересуетесь причинами зарождения фашизма. Но сегодня такая хорошая весенняя погода, и у нас последняя пара. Давайте, я вас сейчас отпущу, мы все разойдемся по домам, а эту тему обсудим в следующий раз? ну, вы взрослые люди, понимаете, что это в наших общих интересах, чтобы никто об этом не узнал, да?

- Да! - хором завопили студенты, вскакивая и бросая книжки в сумки.

- Так, все. Внимание! Спокойно. Спокойно, я сказала. Все сели на свои места. Слушаем внимательно. Никуда мы не расходимся.
Только что мы провели эксперимент, в котором я показала вам, как зарождается фашизм. Обсуждать результаты эксперимента мы будем не сегодня, а в соответствующем разделе нашей программы.
А сейчас вы мне расскажете про три источника, три составные части марксизма, которым была посвящена лекция, на которой вы все присутствовали. Теперь я - вас - слушаю внимательно.
Нина, что вы можете мне рассказать по этому вопросу?

Мои посты, связанные с ВОВ:


Как мне в детстве антифашисты с фашистами впервые сломали нос


В промежутках между боями Великой Отечественной войны


Как мой папа купил скрипку в Кенигсберге в 1945 году


Новый 1944 год праздновали на фронте и в блокадном Ленинграде


Сегодня 70 лет семейной блокадной фотографии 13 января 1944 года

Так порядок был наведен. Ребята все поняли и больше о причинах возникновения фашизма мы не говорили. Студенты стали больше меня слушаться и серьезнее готовиться к семинарам и последующим экзаменам.

А когда они шумели иногда, такое бывало, ведь все мы люди, я не терялась, а вставала и уходила курить на лестницу, спокойно попросив их, чтобы они замолчали, когда вернусь через две минуты.
Если не замолчат, снова уйду.
И напишу на них докладную в деканат.
Или вообще уволюсь, потому что зарплату нам на полгода и так задержали.
Последнего мои студенты боялись больше всего.
Наверное, они все же ко мне неплохо относились.
Tags: война, молодость, университет, философия
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 49 comments