olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

У фашистов тоже были как свои герои, так и переулок диссидентов Viscardigasse

Последнее время опять стало модно сравнивать старых большевиков с первыми христианами с точки зрения вовлеченности в действо и быта. Жили идеей, помогали единоверцам и всем обездоленным, жертвовали жизнью и были скромны в быту. Но почему сравнивают только с первыми христианами? Можно и с первыми фашистами сравнить, там тоже героев много. Ведь структурно ничем не отличаются друг от друга мифы о героях любых идеологий, в том числе и те, которые сегодня нами осуждаются или чужды в силу отдаленности во времени.
Как герои существовали везде и всегда и их поклонники, так и диссиденты, которые избегали поклонения героям.
лоджии Фельдхеррнхалле в Мюнхене
На восточной стене лоджии Фельдхеррнхалле в Мюнхене была после прихода нацистов к власти в 1933 году водружена мемориальная доска с именами погибших во время Пивного путча. Для того, чтобы следить, как каждый прохожий поднимал руку и кричал хайльгитлер, был поставлен караул.
А вот некоторые несознательные немецкие граждане...

Viscardigasse улица Симулянтов
Чтобы не отдавать нацистское приветствие героям, некоторые мюнхенцы, чтобы пройти на Одеонсплац через Театинеркирхе, сворачивали в переулок Viscardigasse, который прозвали улицей Симулянтов, сачков и диссидентов. Почему? Да лень было руку поднимать и кричать или неловко, или западло. Разные мотивы.
Теперь их путь пометили краской. Тоже памятник своего рода.

Собственно, как создаются и развенчиваются герои, как меняются со сменой идеологии их биографии, а не только их значение для нас, мы знаем по истории с переименованиями улиц, названных в честь народовольцев, то есть террористов XIX века, покушавшихся на царскую власть и ее носителей - Рылеева, Пестеля, Перовской и других.

О юных итальянских фашистах-героях и их восприятии детьми, как и о том, как в детстве некоторые становятся диссидентами можно почитать роман Умберто Эко "Таинственное пламя царицы Лоаны". Да умирать за идею не хотят, вот и отвращаются. А большинство наоборот.

"Рассказ описывает поочередно этапы героического наступления, красные из укрытий (где же эти негодяи? почему не показываются?) косят атакующих шквальным огнем, будто водой заливая пожар, расширяющийся и приближающийся. Еще несколько шагов — Валенте рвется на вершину холма — и сухой неожиданный удар прямо в лицо наполняет его уши невыносимым звоном:

Дальше — темнота. Лицо Валенте вжато в траву. Темнота становится светлее и окрашивается алым. Глаз героя, почти на уровне земли, видит две-три травинки, толстые, будто столбы.

Подбегает солдат и шепчет на ухо Валенте: высота взята.

За Валенте теперь говорит автор: Что означает умереть? Это слово обычно вызывает страх. Но когда умираешь и когда осознаешь это, то не чувствуешь уже ни жара, ни холода, ни боли. Baленте знает только, что выполнил свой долг, что захваченная высота будет носить его имя.

Перечитывая эти страницы, я весь затрепетал и по трепету понял, что именно на них я впервые повстречался с рассказом о реальной смерти. Толстые, будто столбы, травинки, казалось, обитали в моем сознании с незапамятных времен, потому что при чтении я так и увидал их перед глазами. Мне даже почудилось, что я ребенком много раз примеривал на себя все это: ложился на спуске к огороду, уткнувшись лицом в грядку, в сохлые травы, и рассматривал травинки-столбы".

Сравните - Аркадий Гайдар. "Сказка про военную тайну, Мальчиша-Кибальчиша и его твердое слово":
"А Мальчиша-Кибальчиша схоронили на зеленом бугре у Синей
Реки. И поставили над могилой большой красный флаг.
Плывут пароходы - привет Мальчишу!
Пролетают летчики - привет Мальчишу!
Пробегут паровозы - привет Мальчишу!
А пройдут пионеры - салют Мальчишу!"

Многое о технологии формировании героев может рассказать интересующимся скандал с 28 панфиловцами, которому придают несоразмерно большое значение, практически не понимая, как работают идеологические закономерности.

Думается, что то, действительно ли конкретные люди совершали нечто выдающееся или это достижение приписывали тем, кто его не совершал, значения для воспитания граждан в духе той или иной идеологии не имеет, потому что правильно идеологически воспитанные граждане непременно подвиги с героическим энтузиазмом (с Джордано Бруно) потом совершат.

А новое общество, движение, религию без героического энтузиазма построить невозможно, поэтому участники всегда будут структурно похожи, что дает возможность сравнивать их между собой. С теми их них, конечно, кто сегодня соответствует.
Tags: Германия, Мюнхен, война, терроризм, философия
Subscribe

Posts from This Journal “война” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 29 comments

Posts from This Journal “война” Tag