olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

В чем неправ Ортега-и-Гассет относительно восстания масс?

Последнее время часто вспоминаю испанского философа Хосе Ортегу-и-Гассета, которого любила в юности: внучка-студентка увлеклась, да и путешествую много по миру, смотрю, как он устроен изнутри, что из СССР моей юности было невозможно. И понимаю, почему Ортега был неправ относительно восстания масс ("La Rebelion de las masas", 1930). Смотрите:
лоджия Ланци во Флоренции галерея Уффицы
За лоджией Ланци во Флоренции находится галерея Уффицы, в которую, если не купил билеты по интернету, нужно стоять несколько часов.
Стоят ли этого картины старых мастеров? - Вопрос неправильный.
Вопрос правильный: будешь ли именно ты в состоянии наслаждаться искусством после стояния в очереди на жаре в течение нескольких часов? Что ты, усталый, сможешь увидеть в музее? Или тебе надо поставить галочку, что ты там был, скоренько, чтобы успеть до закрытия, пробежавшись мимо известных произведений с толпой таких же усталых посетителей?

У каждого бывает, когда чего-то хочется, и никак не получить - оно слишком дорого, не выстоять очередь или там такая толпа, что противно.
А бывают, наоборот, места, где никого нет, а они удивительно прекрасны, и становится странно - как же так, почему такая красота никому не нужна?

Мне кажется, что Ортега неправ в том, что массы заполонили все хорошие места, которые раньше были свободны.
Дело вот в чем: то, что можно заполонить, вряд ли хорошо и лично мне действительно нужно.

Например, что-то дорого. Но имеет ли смысл искать престижную работу, тратить кучу времени и сил, чтобы покупать дорогие вещи? Действительно ли эти вещи нужнее времени и сил?

Или чтобы добыть некие вещи надо стоять в очереди, жать в толпе. Вопрос тот же: действительно ли эти вещи нужнее времени и сил?

Или в том месте, куда ты хочешь попасть много народу. Неужели там хорошо? Неужели красота этого места не убита толпой?
И что такое вообще красивое место? Может ли место, набитое народом, в принципе быть красиво?

Дело в том, что я была во Флоренции три раза. Один раз стояла в очереди и, усталая, неслась зачем-то по музею, ничего не прочувствовав.
Второй раз не стояла в очередях, а отлично погуляла по городу.
А в третий - заказала заранее билеты по интернету, осмотрела музей рано утром, когда там было мало посетителей, и чудесно погуляла по городу во второй половине дня.

Так, если плохой музыкант играет Моцарта, то можно ли сказать, что его какофония - Моцарт? Нужно ли нам плохое исполнение Моцарта? Лучше ли плохого исполнения Моцарта тишина?

Если бы я оказалась во Флоренции, а билеты в галерею Уффицы не заказала по интернету, посидела бы на ступеньках лоджии Ланци, побродила по улочкам и погуляла бы лучше по набережной реки Арно. Но в очереди стоять не стала точно.
река Арно Флоренция
В самом шумном и людном городе всегда можно найти места, куда массам не надо. И они как раз самые лучшие, мне кажется.
Tags: Флоренция, искусство, музей, философия
Subscribe

Posts from This Journal “искусство” Tag

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

Posts from This Journal “искусство” Tag