olhanninen olhanninen

olhanninen


Иногда я думаю

Журнал Olga Hanninen о жизни в Финляндии и путешествиях


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
В чем неправ Ортега-и-Гассет относительно восстания масс?
olhanninen olhanninen
olhanninen
Последнее время часто вспоминаю испанского философа Хосе Ортегу-и-Гассета, которого любила в юности: внучка-студентка увлеклась, да и путешествую много по миру, смотрю, как он устроен изнутри, что из СССР моей юности было невозможно. И понимаю, почему Ортега был неправ относительно восстания масс ("La Rebelion de las masas", 1930). Смотрите:
лоджия Ланци во Флоренции галерея Уффицы
За лоджией Ланци во Флоренции находится галерея Уффицы, в которую, если не купил билеты по интернету, нужно стоять несколько часов.
Стоят ли этого картины старых мастеров? - Вопрос неправильный.
Вопрос правильный: будешь ли именно ты в состоянии наслаждаться искусством после стояния в очереди на жаре в течение нескольких часов? Что ты, усталый, сможешь увидеть в музее? Или тебе надо поставить галочку, что ты там был, скоренько, чтобы успеть до закрытия, пробежавшись мимо известных произведений с толпой таких же усталых посетителей?

У каждого бывает, когда чего-то хочется, и никак не получить - оно слишком дорого, не выстоять очередь или там такая толпа, что противно.
А бывают, наоборот, места, где никого нет, а они удивительно прекрасны, и становится странно - как же так, почему такая красота никому не нужна?

Мне кажется, что Ортега неправ в том, что массы заполонили все хорошие места, которые раньше были свободны.
Дело вот в чем: то, что можно заполонить, вряд ли хорошо и лично мне действительно нужно.

Например, что-то дорого. Но имеет ли смысл искать престижную работу, тратить кучу времени и сил, чтобы покупать дорогие вещи? Действительно ли эти вещи нужнее времени и сил?

Или чтобы добыть некие вещи надо стоять в очереди, жать в толпе. Вопрос тот же: действительно ли эти вещи нужнее времени и сил?

Или в том месте, куда ты хочешь попасть много народу. Неужели там хорошо? Неужели красота этого места не убита толпой?
И что такое вообще красивое место? Может ли место, набитое народом, в принципе быть красиво?

Дело в том, что я была во Флоренции три раза. Один раз стояла в очереди и, усталая, неслась зачем-то по музею, ничего не прочувствовав.
Второй раз не стояла в очередях, а отлично погуляла по городу.
А в третий - заказала заранее билеты по интернету, осмотрела музей рано утром, когда там было мало посетителей, и чудесно погуляла по городу во второй половине дня.

Так, если плохой музыкант играет Моцарта, то можно ли сказать, что его какофония - Моцарт? Нужно ли нам плохое исполнение Моцарта? Лучше ли плохого исполнения Моцарта тишина?

Если бы я оказалась во Флоренции, а билеты в галерею Уффицы не заказала по интернету, посидела бы на ступеньках лоджии Ланци, побродила по улочкам и погуляла бы лучше по набережной реки Арно. Но в очереди стоять не стала точно.
река Арно Флоренция
В самом шумном и людном городе всегда можно найти места, куда массам не надо. И они как раз самые лучшие, мне кажется.

Записи из этого журнала по тегу «искусство»


промо olhanninen июнь 25, 17:33 26
Разместить за 10 жетонов
Первый раз вижу фотографию скульптуры с заштрихованным бюстом. Сразу возникло множество вопросов относительно использования изображения живого человека. А ограничивает ли сейчас закон использование фотографии и шире - образа - человека? Можно ли с изображением другого делать все, что угодно? Чем…

  • 1

Согласен, что толпа убивает всё,но для меня
музеи большая часть фана.


Сейчас прикинула, что была почти во всех самых известных музеях мира. Знаешь, очень интересно, но лучше выбирать время, когда народу поменьше.

Ну это да: иначе кроме спин ничего не видишь:(

хотите применить философию к в практике?

Пифагорейцы пытались, кончили плохо )

Re: хотите применить философию к в практике?

А что с пифагорейцами? Они умерли?

Re: хотите применить философию к в практике?

Им помогли умереть )

Глина в почве. Вода может быть чистой или грязной, это надо проводить анализ. Многие реки таковы в разных странах.

как человек, который не купил билеты заранее в Уфицци, и провел в очереди 15 минут, рассказываю - посмотреть, во сколько открывается касса галереи, придти за полчаса)
(но на самом деле, у нас так случайно вышло - муж по ошибке купил билеты на поезд, приезжающий во Флоренцию в 5-30 утра, отменить было нельзя - вот и пришлось начать утро с музея)

Это редко так бывает, обычно там очередь, а в Ватикане так вообще кошмар. Но я всегда лучше в интернете переплачу.

Стараюсь не бывать в таких местах в разгар туристического сезона. Даже если билеты заказать заранее, все равно в залах толпы. Не думаю, что такая уж радость смотреть Боттичелли из-за спин японских туристов.
В такие места лучше ездить в январе-феврале. А летом должно быть именно что "сладостное ничегонеделание" - на речке, у моря, в горах. Экскурсии, особенно такие насыщенные, как во Флоренцию, это серьезная нагрузка.

раз на раз не приходит

Да я стараюсь в туристический сезон дома сидеть, на озере.

Но в этом году случилось удивительное: в Праге в июле мало народу, в августе в Таллинне мало, мистика.

Re: раз на раз не приходит

Прага все-таки не Флоренция. Там и летом все вполне доступно.

Я теперь и в Эрмитаж вряд ли пойду. Помимо очереди мне теперь совсем не улыбается смотреть на средневековых дяденек и тётенек и как их разнообразными способами мучают. В памяти же уже навсегда остались залы, скульптуры, лестницы и прочее дворцовое убранство.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account