А ведь мы бешено завидовали ГДР и другим жителям соцстран за то, что у них было больше всякого дефицита.
https://instagram.com/p/BGJKu0KDPdZ
Это современный польский рынок, конечно.
Но помню, мама свозила меня в Польшу в 14 лет в 1976 году к друзьям своих друзей (это длинная история, в результате которой маму 1 отдел (типа КГБ на производстве) чуть не выгнал из издательства Наука, где она работала редактором, куча выговоров и запретили любой выезд заграницу) под Катовице.
И в деревне мы восхищались их аккуратным домом, большим садом и огородом , но между собой вспоминали станицу Должанскую, где были летом до этого: чуть больше порядка в доме, прибрать сад и огород от хлама, выбросить всякое дерьмо, помыть, почистить - и наши украинцы жили бы как люди, тьфу, поляки.
Но потом я побывала в других домах с польскими подростками - и тоже засранства видела немало.
А уж как мы с мамой расстроились, когда нас пристроили к родственникам наших друзей на ночевку в Варшаве, чтобы мы по музеям походили: старики жили в коммуналке!!!
И на столе у них стояли искусственные фрукты в вазе, о! И эти коврики над кроватью с леблядями, будто спертые поляками у наших украинских знакомых.
А самым страшным был сахар.
Мы с мамой жутко экономили, чтобы купить мне польский джинсовый костюмчик, футболки, рубашки с газетным принтом , и маме кофточки, косметики и вообще всего по чуть-чуть.
Но после картинной галлереи в Варшаве пошли выпить чаю с пирожным в кафе.
И там! - нам принесли кофе, чай, пирожные и... - сахарницу! Официантка в передничке с кружевами подождала, пока мы положим сахар в чай и кофе и ... - унесла сахарницу!
Мы с мамой не вытерпели и спросили - это же странно, почему она это сделала, а она честно ответила по-русски, они все тогда русский в школе учили:
- К сожалению, некоторые клиентки приходят в кафе, заказывают кофе и - высыпают сахар из сахарницы в пакетик в сумочке и уносят домой.
В Польше тогда был сахарный кризис: август, все варенье варят, а в стране пропал сахар и талоны не отоваривают.
Когда я приехала в Ленинград, в запале на уроке проговорилась, что в Польше даже сахара нет, вот вам как, а вы все врете!
И пошло-поехало: у папы и мамы на работе проблемы, папу тоже перестали заграницу выпускать.
Подставила я всех, короче, своим длинным языком.
И как мне после такого СССР и советскую власть любить и не стать было диссиденткой? Не смешите мои тапочки.
Но тогда, в Польше мы с мамой именно что расстроились: от заграницы мы ждали совсем не этого! Даже обидно за Польшу стало.
Все эти люди давно умерли - столько не живут, поэтому я вам честно рассказала.
А тогда лично о принявших нас переночевать людях, что у них искусственные фрукты и лебеди над кроватями, - только близкой подруге Маринке Marina Perekhodina
Всем же остальным безудержно хвасталась, что была в Польше и там - без очереди! - джинсовые костюмчики почти фирменные, помада, тени и тушь, а босоножки какие...
Это все я вспомнила, когда в сериале показали, как юный гдеровец в ФРГ 1983 года впервые зашел в супермаркет и обалдел от обилия соков и фруктов. И как он ел фастфуд. И как лопал шоколад таблерон в постели.
Как забавно, уже взрослой теткой в 1989 году я также обалдела в Канаде и так же лопала то, что теперь мне нафиг не нужно, ибо вредное. Но в СССР тогда не было вообще ничего!
А в ГДР и Польше было, но мало.
Так что дело совсем не в этой разнице, а в мечте.
Вру. Глупо врать, что лично я в России бы сейчас при 10000 пенсии такого бы не писала, и при 20000. А больше у меня бы при моих способностях никогда не было.
Так что продолжу ностальгировать все же в Финляндии
Journal information