olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

3. Израиль... Кейсария, Хайфа, Акко. Время собирать камни. День 3



Новейшие исследования в области человеческого прогресса позволяют думать, что на младенческой стадии своего развития человечество обладает естественным стремлением персонифицировать все внешние предметы – как одушевленные, так и неодушевленные, иными словами, придавать им чисто человеческие свойства. Это стремление почти нисколько не ослаблялось сознанием того различия, которое более развитый ум проводит между одушевленными и неодушевленными предметами, с одной стороны, и человеком и животным – с другой. При смутности представлений первобытного человека являлось почти неизбежным смешение в одну категорию мотивов, двигающих человеком как разумным существом, с инстинктами, управляющими животными, или даже с силами, толкающими камень или дерево при их падении. Лишь при таком нерасчлененном сознании дикарь мог нарочно наказывать животных и неодушевленные предметы за причиненный ему ушиб или вред. Интеллектуальный туман, благодаря которому могли совершаться такие действия, заволакивал также глаза первобытного законодателя, который в различные времена и в различных странах освящал эту варварскую систему возмездия, облекая ее в торжественные формы права и справедливости.
Джеймс Джордж Фрезер. Фольклор в Ветхом завете


Собираетесь бросить камень в мой огород, что, мол, закопалась в планирование осенней поездки в Австралию и Новую Зеландию, а рассказ про маленький-хороший Израиль – позабыт-позаброшен? Обидная неправда ваша: постоянно про него вспоминаю, особенно, когда зарядит дождь в Макондо Варкаусе, и ни с черепахой не погулять, ни на рыбалку, и розы мои залиты, и лук зеленый, только петуньи колосятся – все им трын-трава… а там солнышко в иссиня синем небе, теплый ветер, раскаленный желтый песок, ласковое море, руины римские, колонны, мозаика, ипподром, театр – благодать: чего еще желать интеллигентному человеку?..



Ланна, патриоты, не бухтите – израильские это руины, местные, отечественный Ирод понастроил, само собой - Великий ( прям, как наш Петя), все идеи – его личные, посконно-кондовые, и, конечно, поработал над стилем, обновил до неузнаваемости, почитай, что совсем новый изобрел, никаких заимствований, труженик неутомимый, от ведь фантазер какой!.. Что, опять не так сказала? Ну, не знаю: на вас и не угодишь, тогда сами и рассказывайте про историю, а я – только о своих впечатлениях.

Господа, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что все мои оценки – «понравилось – не понравилось», «вернусь – не вернусь» - проставлены постфактум, а если б я не побывала на этих экскурсиях и в данных местах, то обязательно поехала бы. Как иначе определиться-то? Существуют экскурсии для христиан, мусульман, иудеев, бахаев, для интересующихся иудейскими древностями, античностью или крестоносцами – и перед вами предстает совершенно разный Израиль. Я же ставила своей задачей посмотреть немножко отовсюду, мне все было интересно, и поставленную задачу выполнила - но понравится все, естественно, не могло…

суббота 29.03 КЕЙСАРИЯ, ХАЙФА, АККО

…Гидом в тот раз у нас была очаровательная, молоденькая, вежливая и увлеченная предметом повествования Юля. Вот только напрасно она оказалась слишком скурпулезной по отношению к деталям, - это ж для экскурсовода где-то в чем-то и недостаток, - в особенности, когда в приливе излишней откровенности заметила, что в пиях-луях-львах, их номерах и датах деловой активности порой путается. Туристический народ тут же проникся и в меру сил стал помогать вести экскурсию, закатывая к небу глаза, морща лоб, вопрошая и переругиваясь друг с другом: «Простите, а может… все же Девятый?» - «Женщина, что Вы говорите, какой Девятый, когда явно Одиннадцатый!» - «Ой, ну, посмотрите на нее, все-то она знает, Одиннадцатый, - как же!» Даже упомянутый в предыдущем рассказе осанистый молодой человек в резиновых тапочках с ремешочком периодически поднатуживался и, когда уже Юля рассказывала совсем о другом, выдавал: «Соломон!.. Давид!»
«Нет, совсем не Соломон, вот уж точно не Соломон, и вовсе не Давид», - заливисто хохотала Юлечка; а, после экскурсии, в автобусе по конспекту пунктуально уточняла номер очередного исторического персонажа и тут же нам об этом сообщала. Кстати, напрасно это она комплексовала: ошиблась на самом деле всего один раз с порядковым номером и второй - с датой. Причем ненамного.

«В истории встречаются приличные люди, достойные правители, - высказывала свое отношение к обсуждаемым персонажам Юля, - но иногда и сказать о них нечего, как-то они себя мало проявляют почему-то. А вот Ирод… Он многим не нравится, а мне, как экскурсоводу, – наоборот, очень даже: ведь о нем же можно говорить бесконечно, хотя не всегда известно наверняка, что из рассказов было в действительности, а что – легенда, но все равно ведь интересно, правда?»
Относительно Ирода я с Юлей не могу не согласиться: повсюду в Израиле натыкаешься на развалины строений, к которым он руку приложил. В смысле - построить, конечно. Чувствуется, жил человек со страстью к строительству: масштабность личности ощутима чисто тактильно и зрительно – Фигаро здесь, Фигаро там и… – в каждой бочке затычка.
О воинах и завоевателях остаются песни-сказания, со временем переходящие в сказки-мифы, а строители жестко опускают нас на грешную землю: не знаю, как там воин-Петя, но я строитель-Вася, здесь был реально: смотри! Можешь даже потрогать…
И от некоторых строителей остается так много, что начинает смущать мысль об их вездесущности – что же, кроме него и не строил никто, а если и строил, то почему не осталось даже развалин, - может, непрочно, некрасиво, не старался в отличие от?
В России таким символом строительства стала Екатерина, в Израиле – Ирод. Великие. С Петром же несколько неясно - он ничего не заканчивал: начинал, а доделывала Екатерина. Зато начинал он просто наше ФСЁ…

…Народу на экскурсии было много, и, когда группа перемещалась, если я не оказывалась в первых рядах, то мне из-за не очень высокого роста было ничего не видно и плохо слышно, микрофон тоже часто ломался, а в некоторых местах гид даже не могла им пользоваться, чтобы не мешать другим группам. Поэтому, когда Юля стала рассказывать о том, как и что асиленный мною накануне поездки Иосиф Флавий писал относительно Ирода и Кейсарии, я отошла в сторонку перекурить…



…и увидела симпатичную приступочку, на которую уселась и попросила пробегавших мимо американцев меня, умиротворенную, на ней сфотографировать. Приступочка, однако, выглядела несколько странно: с дырками. В одной из них лежал тааакой камешек… а у меня к камням страсть: по окончании каждой поездки в номере накапливается столько камней, что запихать их все в чемодан не представляется возможным и я со слезами выношу их в какой-нибудь садик и там складываю горкой, вспоминая, где именно я их нашла, причитая и извиняясь перед ними, что не удалось забрать с собой всех.

Что я с довезенными до дома делаю? Да ничего особенного: кладу на краешки книжных полок, пристраиваю в горшки с цветами или черепахе в террариум - для икебаны; человек-то я поживший – дети, дома, деревья – уже все построены, перестроены, пристроены, - пора и об икебане подумать…

…Короче, сижу, курю, разглядываю свою песчанистую каменюшку с въевшимися в нее ракушками, раздумываю о смысле жизни и красоте камней по сравнению с людской скоротечностью, - как вдруг из-за угла развалины появляется наша группа во главе с пятящейся спиной ко мне Юлечкой, которая восторженно продолжает рассказ про безнравственный образ жизни как древне-римских оккупантов, так и отдельных их прислужников, и вдруг с эдакой хитринкой вопрошает:
«Знаете, чем хороший экскурсовод отличается от плохого? Экскурсовод может путаться в датах, именах, даже немножко привирать, когда рассказывает. Но! Хороший экскурсовод в отличие от плохого всегда должен знать, где находится туалет! Так вот, это – ТУАЛЕТ!!!» Юлечка разворачивается и ленинским жестом с броневика указывает в аккурат на то место, где восседаю я в позе роденовского Мыслителя.
Немая сцена. Потом вся группа разражается хохотом, а Юля краснеет, ойкает и смущенно извиняется…

Между прочим, оказывается, что античники-то кардинально в туалетном вопросе отличались от нас с вами - современных воспитанных людей (господа гусары, об армии – молчать!): у них не считалось зазорным, справляя естественные нужды, беседовать на разные темы. Ага, вот так сидели рядком да говорили ладком…
Вот, между прочим перспективная тема для культуролога с психоаналитиком – как люди разных культур и верований относились к процессу испражнения. Ну, серьезная же, - не шучу! Мне кажется, что это о многом в культуре говорит… или молчит: ждет исследователя.

Неудивительно, что с туалетной темы после такого шока мне было как-то сразу и не соскочить, посему и засняла местное современное заведение. Рыбу на полу видите? То-то, а еще говорят о политкорректном отношении к религиозной символике разных народов, когда масоны карикатуру на нашу христианскую рыбу издевательски на полу туалета нарисовали, ай-яй-яй, это ж самое что ни на есть разжигание религиозной розни и моральный ущерб, куда смотрят заинтересованные лица (прошу их рассматривать сей пост как прямой гражданский сигнал)…



…(И так плавненько-деликатненько переходим к теме туалетов в современном Израиле. Никакого экстрима, к счастью: в туравтобусах туалетов нет, зато стоянки, на которых они есть – частые, а водитель может по просьбе трудящихся остановить у придорожной заправки. Только не надо лишний раз злоупотреблять его и других экскурсантов терпением и жрать пиво литрами, хорошо?
На туристическом пути встречаются туалеты чистые и грязные, с туалетной бумагой и без. Только в Иерусалиме в арабском квартале я нашла туалет, где вместо туалетной бумаги стояли зеленые пластиковые кувшины с водой, но - больше нигде такой экзотики не видела. Тем не менее, в любом случае рекомендую новичкам-туристам носить неволочащиеся по земле брюки и всегда иметь с собой несколько утащенных из местного кафе салфеток или бумажных платочков - во избежание, а бывалые - и без моих напоминаний - в курсе).

В Кейсарии (как и в Массаде) тоже все археологическое огорожено и систематизировано по-честному, с пояснениями: где и когда восстановлено, в какой музей утащили оригинал плиты с подтверждением факта существования Понтия Пилата, а на некоторых колоннах даже можно и дату реконструкции прочитать - «1997», например. Откопанные артефакты все пронумерованы, стоят чистенькие, ухоженные, есть и совсем масштабные – специально запечатлела хомосапа на фоне античной ноги – вот были люди в ихнее время, богатыри, не вы… А которые осколочки непонятные, сложены в кучку, ведерочки или ящички – специально, чтобы травить душу любителям камней вроде меня, но - хоть меня и античными камнями соблазняли, не поддалась я, - ничего из ящика не скоммуниздила, а как хотелось… Но именно поэтому удержаться и из вредности не попереть варварской стопой ихнюю банную мозаику – было выше моих сил.



Оченно мне эта ихняя Кейсария по душе, а потому решила, что 100% вернусь – туристов там пусть и много, но чувства толпы не возникает. Можно поездом от Тель-Авива, а потом на такси, т.к. вроде рейсовый автобус в парк не ходит. И проведу там целый день, бродя и купаясь. Купаться в развалинах дворца Ирода - как это по-декадентски! Ведь так легко представить, как все это выглядело в аутентичном состоянии – особенно, когда знаешь, что, чем и для чего служило. Также обязательно дойду до крепости крестоносцев, хоть и говорят, что сейчас там ничего интересного нет.




…А вот в Хайфу я не поеду ни за какие апельсины. Если друзья в гости пригласят вкусного покушать, то – само собой, а просто так – нет. Сам-то городок очаровательный, светленький, из желтенького песчаника, оч. он мне приглянулся, - но совсем не глянулись мне бахайские сады. И не потому, что оказалось, что они не для красоты, а культовый объект, в следствии чего ни коленок, ни плечей с пупками в открытом виде быть не должно (о чем, между прочим в программке туркомпании не написано, а охранники-то могут и не пустить): нет проблем – спустила шорты на бедра, тем самым прикрыв коленки и проковыляла фейс-контроль. А потому что сами эти сады оставили у меня неприятное впечатление цыганщины.


Нет, там все чистенько и две кактусные грядочки вызвали приязнь, но… никогда раньше даже и не думала, что обилие ярких живых цветов может вызывать столь негативные чувства: какая-то навязчивая режущая глаз пестрота, аляповатые позолоченные птицы на постаментах, мавзолей посреди города… Возникало ощущение, что где-то здесь меня обманывают, а вот где – не пойму. Не люблю. Религия по типу «ребята, давайте жить дружно» - выглядит оч. современно и политкорректно, но - эстетически неоправданно в силу наличествующей вульгарности, которая, как мы выяснили, вид излишка. Перебор. Но посмотреть один раз стоит – чтобы убедиться.



После этих садов даже следующий туробъект - монастырь кармелитов - не вдохновил, а только добавил расстройства – вот зайти бы в него, когда народу мало, постоять, подумать в строгости, почему его столько раз злобно разрушали, отстраивали и снова издевались над беззащитным зданием – но, увы, беспочвенные мечты: слишком популярное место…



Успокоилась я эстетически только в Акко. В этот город я тоже, возможно, съезжу еще раз – где-то на 70% - вон же сколько всего неосмотренного осталось: в то же крестоносное подземелье требуется отдельная экскурсия, но беда всех туров в те края, на мой взгляд, в том, что они непременно включают в себя пресловутые хайфские бхайские сады. Так что поеду на поезде, потом на такси (как и в Кейсарии, поскольку на такси быстрее, да и местный автобус от железнодорожного вокзала мне не рекомендовали). Побродив вдоволь, пристроюсь, глядя на море, покушать что-нибудь в высшей степени аппетитное из приглянувшегося в прибрежном ресторанчике. А была бы помоложе, то, как местные мальчишки, не побоялась бы сигануть в волны с крепостных стен: там не оч. высоко…



Кстати, присмотритесь к колоннам, подпирающие свод караван-сарая - ничего не напоминает? А напрасно – круговорот строений в Израиле: они из моей любимой Кейсарии, которую турки, как конструктор, разобрали, чтоб добро зря не пропадало. А то валялись без дела…
Бедный Ирод-строитель… Но все равно – продрался же через историю: уважаю.

На обратном пути в Тель-Авив я специально запечатлела жуткую пробку на пути из оного: как повезло, что мы ехали в противоположную сторону…
Кстати, о пробках. Они, конечно, как видите, есть. Но как-то так получилось, что ни в одну из них я за все свои автобусные скитания не попала.

ЗЫ. Забыла отдельное спасибо водителю - Амитаю, - который будучи в курсе о пробковой ситуации на дороге, провез нас обратно какими-то партизанскими тропами.

Tags: Израиль, туалет
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 48 comments