?

Log in

No account? Create an account
olhanninen olhanninen

olhanninen


Иногда я думаю

Журнал Olga Hanninen о жизни в Финляндии и путешествиях


Предыдущий пост Поделиться Следующий пост
4. Израиль… в котором нет воды: дорога от Храма: Галилея иудейская и христианская. Дни 4 и 6
olhanninen olhanninen
olhanninen


Для нас, представителей новоевропейской культуры,
имеющей материалистическое задание, конечно,
не по пути с античной или средневековой мифологией.
Но зато у нас есть своя мифология, и мы ее любим, лелеем,
мы за нее проливали и будем проливать нашу живую и теплую кровь.
Лосев А.Ф. Философия имени.



ВВЕДЕНИЕ.

«Воды здесь, конечно, нет, но…» - при этих словах гида северный европеец, в страхе выпучив глаза, нервно хватается за полупустую поллитру минералки, и, чувствуя себя жалкой пародией на помесь Индианы Джонса с Лоуренсом Аравийским, начинает вслух рассчитывать, на сколько глотков содержимого этой бутылки хватит, если не только отхлебывать, но и смачивать носовой платок под кепкой… Но, так и не совладав с личной водяной калькуляцией, прерывает бодрый оптимистический рассказ экскурсовода относительно хитроумных героических преодолений трудностей местными жителями в древности ради более насущных и актуальных практических вопросов: «А у водителя можно воды купить? Безобразие, куда это годится, почему на прошлой экскурсии было можно, а у вас нельзя? Почему не все автобусы оборудованы вместительными холодильниками? Да когда мы у кафе остановимся, в конце-то концов?»

По приезду в родные пенаты б. экскурсант с ужжжасом рассказывает: «В Израиле НЕТ ВОДЫ, то есть вообще, - представляете себе мое положение? Пыль, грязь, жара, а воды – НЕТ! Принимал душ раз пять на дню. Пить приходилось постоянно, а то – обезвоживание и - кирдык. И растительности – НЕТ, от зноя спрятаться негде – тени нет. К каждому деревцу трубочки подведены – само ничего не растет, без полива-то. В море вода такааая соленая, что если не смоешь – разъест до костей, чуть полностью язвами не покрылся. Кошмар, и как там люди живут?! А еще, говорят, умная нация, - да они туда всех, кто поглупее, свезли, чтоб не мешали, а умные-то, конечно, у нас остались. Кому ж без воды понравится…»
Задавать подобному субъекту вопрос о том, как же он, бедолага, все ж таки пил, мылся и смывался при подобном экстриме, – некорректно, поскольку впечатление у него уже сложилось: поленом не перешибешь. ФСЁ: поезд ушел, если он своими глазами видел.


Нет, я не про совсем уж законченного СПА-шного туриста, вроде одной моей знакомой, которая порекомендовала никуда не ездить, а тихо с пользой сидеть на Мертвом море и мазаться, мазаться, мазаться абсолютно необходимыми в нашем возрасте грязями, а то привезли ее на экскурсию (подозреваю, имелась в виду моя любимая Масада), т.е. затащили на гору дворец с крепостью показать, а там камня на камне не осталось – нет, Вы представляете себе?! – в буквальном смысле слова развалины, а они говорят: «дворец» - обман, кругом обман, и вся страна в руинах, ужас-ужас…
Нет, не ей подобных, а такого, средненького имею в виду, с умеренными интеллектуальными потребностями, но – северо-европейца. Ему же в пустыне неуютно, если без предварительной водной подготовки…

И что ж вы делаете, господа хорошие, туроператоры эдакие – совесть есть? Вы клиентов сами распугиваете. Разве не видите, кто и откуда к вам приехал? Геополитическую психологию что ль совсем не изучаете, а? Какое такое иное впечатление может сложиться, если рядового типического туриста везут из аэропорта в Иерусалим, потом на Мертвое море и в Массаду в Иудейской пустыне, затем, провезя по пустыне Негев, окунают в Эйлате и - отправляют домой! Знаете, сколько я подобных страшных рассказов на полном серьезе выслушала?..

Вот если б я была не я, а – грамотное турагентство, то в обязательном порядке начинала бы путешествия для северных европейцев с Галилеи, да. И только потом – все остальное, соленое и пустынно-гористое: потихонечку спускала бы их вниз, с гор. Сначала не только показала море Галилейское, откуда воду берут, но дала б время покупаться, если креститься лишний раз в Иордане им как-то не по нутру. А также высаживала б немножко побродить в лесах. Ну, не на Голанских высотах, конечно, где желтенькие таблички про наличие мин, – не надо уж так обо мне плохо думать, - но - с лопаткой - в руках где-нибудь в районе Кармеля. Пусть кустики какие окучивают, что ли, за ради попутной пользы народному хозяйству, а, главное, из гуманности – чтоб им на собственном опыте убедиться, что все-таки не ко всем растениям в Израиле трубочки подведены, - есть, что и сами по себе растут…
После подобной визуально-тактильной турподготовки, уверена, пустыня воспринимается вполне приемлемо: да, здесь воды действительно нет, но ТАМ она есть, помним – нагляделись-накупались. И уедет человек в твердом убеждении: Израиль – разнообразный.

Без Галилеи Израиль кому ни попадя показывать – для престижу вредно, - что, разве сложно додуматься до таких-то простых вещей?!. Да и негуманно, ведь северные европейцы по сентиментальности склонны к благотворительности: могут обидеться, если израильтяне у них откажутся покупать минеральную воду в качестве гуманитарной помощи.

И еще – просто в прозрачной бирюзовой Галилее оч. красиво - это я вам со всей северо-европейской ответственностью говорю.


30.03.08. Галилея иудейская. Цфат, Кацрин, Голаны.

На всякий случай, предупреждаю: в течение этой экскурсии пешком вы достаточно недолго гуляете по Цфату, по Голанам - обзорная экскурсия (т.е. не выходя из автобуса), в Кацрине вы посещаете только сувенирный магазин, а в археологический парк вас вовсе НЕ ведут, что оказалось для меня весьма неприятной неожиданностью (гид сказал, что русских экскурсантов туда вообще не возят). Но, несмотря на этот конкретный облом, я ни на минуту не пожалела, что поехала. И, если б я была иудейкой, то написала бы книжку «Вершины иудаизма» , проиллюстрировав ее так:



В бело-синеньком Цфате экскурсовод расскажет вам много всякого любопытного - и про каббалу; и про оборону Цфата; и про переулок, из которого явится Мессия; и про раненную снарядом синагогу, в которой никто не пострадал, что верующие восприняли, как чудо, и до сих пор запихивают просьбы к Богу, в дырку от осколка разорвавшегося снаряда. И о том, что тут каким-то макаром уживаются художники с верующими, для которых изображение человека – грех. И про другую синагогу – в которую он, как в анекдоте про еврея на необитаемом острове, не ходит (она уже однажды средневековой ночью перенеслась в Цфат из Толедо, где преследовали евреев, так мало ли что еще ей в голову придет, - поэтому я тоже зашла и тут же вышла – на всякий пожарный: мне в Испанию не надо, тем более в средневековую, или еще куда, мне и здесь хорошо).
Если получится, попробуйте слушать и одновременно крутить головой по сторонам, пытаясь представить себе, как вся эта гористая красотища влияет на психику и религиозные чувства местных жителей. Ой, недаром тут художники и каббалисты обосновались, не просто так…



…Во время этой экскурсии гид решает оч. непростую задачку: как познакомить людей с чуждым им образом жизни, иной религией, мировоззрением. Мне кажется, что в целом он с этим справляется – некоторая картинка возникает за те 10-11 часов, которые длится экскурсия. Многие детали я потом уточняла у своих местных религиозных, не очень, иноверцев и атеистов, и… вот что получилось. Например, они объяснили, что религиозный человек носит кипу всегда, а не в кармане, и никогда не работает по субботам. Что обратиться к раввину с вопросом, что делать, если спутал крышки от молочной и мясной посуды, по меньшей мере… странно, поскольку человек, который мог бы озаботиться подобным, этих крышек не перепутает никогда – они находятся в разных местах даже у грязнули и растрепы. Будучи в Иерусалиме, у Стены плача я, по возможности, внимательно следила за тем, как ведут себя окружающие, и… они не мыли рук, перед тем, как к ней подойти, не пятились после и не молчали, как советовал экскурсовод, - вероятно, это были неграмотные туристы, хоть и при священных текстах на иврите…
Это про быт, о всяких эзотерических моментах я и не говорю…

Но! Это - дотошная я. Которая интересовалась предметом как до, так и буду интересоваться после этой экскурсии. А если абстрагироваться от моих… скажем, претензий, то из рассказа гида получается странный для иноверца, но вполне достойный облик религиозного еврейского человека. НЕ менее странный, по сравнению с тем, какой складывается, если знаешь чуть-чуть побольше, но – странный несколько иначе. Только и всего. А потому – рассказ гида в своем роде исчерпывающий. Дальше уже зависит от экскурсанта – будет он интересоваться этой темой или нет.
Не хочется повторяться, но я неоднократно обращалась к теме невозможности для туриста прямого проникновения в местную культуру, например, здесь, в рассказе про Париж.

…Перед отъездом у вас будет 20 минут, так вот я рекомендую не бежать в сувенирные лавки, а от туристского паркинга подняться наверх по правой улочке – тихо, никого, а в конце выходишь на местный Бродвей, где тебя шугают местные ортодоксы, ни капельки не сомневающиеся, что ты именно их, таких ценных с фотографической т.зр., хочешь заснять своей мыльницей, а не перспективу с флажками… Улыбнись, извинись и бегом обратно, чтоб не опоздать на свой автобус…



А эти желтенькие таблички про наличие мин на Голанах вызвали у меня очередной приступ мизантропии: вот ведь насколько мерзостное существо человек – ни себе, ни никому… И не разминировать: в почве много железа. Сродни Чернобылю – когда-нибудь, может, и можно будет здесь просто пройти по земле, но - не нам... Какой все-таки ужас видеть вблизи недоступную по вине людей землю…



Доехали до Кацрина… ну что делать? – отмучайтесь у сувенирного магазина и сглотните слюну, проезжая с песнями мимо дольмена и археологического парка, и понадейтесь, что когда-нибудь вас туда захватят лошадные друзья…
И в Ципори хочу… и… ваще!



…Вот такой забавный балкон я увидела после экскурсии, когда поздно вечером возвращалась по улице Жаботинского в свой отель (живут же люди!):




01.04.08. Галилея христианская. Назарет, Ярденит, Кана, Табха.

А когда-нибудь я напишу книжку «Подводные камни христианства» и проиллюстрирую ее эдак:




Вообще-то… жалко портить такое красивое название и картинки, - пусть лучше кто-нибудь другой напишет… А я ему подарю свои мысли и пикчи! И…проконтролирую, конечно… Знаете, сколько я могу дать ценных советов? Вот. Так что лучше пусть сразу берет в соавторы. Может даже поставить меня вторым номером, я не гордая, - но мы-то с вами знаем, как все было на самом деле…



Собор Благовещения в Назарете мне показался весьма интересным культурным явлением, но, безусловно, кощунственным именно из-за этих трогательных разноплеменных живописных вариаций на тему благовещения, мадонны и ее же, но уже с младенцем. Подобное я лично не приемлю точно так же, как рукоположение женщин, венчание гомосексуалистов, покаяния христианских иерархов за то, чего они лично не совершали, и пр. мультикультурно-политкорректные новшества, которые мне видятся не менее дикими, чем церковная православная торговля табаком и водкой. Почему бы радикалам не основать свою религию, органично включающую все эти элементы? При чем здесь христианство?

Видите ли… Христос был евреем, и рисовать его негром, японцем или инопланетянином нельзя. При всем при этом, по иудейским законам Мессия как сын Божий невозможен по определению именно в силу своей незаконнорожденности – поэтому это не иудейский ход мысли, а эллинский. Ну, а любые рассуждения на эту тему, иначе, как с т.зр. истории религии, мне кажутся не менее кощунственными, чем изображения Иисуса в виде не-еврея. Так что, на мой взгляд, все отцы церкви, которые занимались этим вопросом – да, кощунствовали вплоть до того, что поминали имя Божье всуе. Простить можно, следовать же им в этом плане – нет.
Полагаю, что христианин принимает на веру то, что мать Иисуса – еврейка и что Он был вполне социально вписан в еврейский мир (не только посещал Храм, но и общался с его служителями и проч. далее по тексту Нового Завета). И, тем не менее, Иисус – сын Божий. Всё. А как сие чисто технически получилось – не нам судить, поскольку познать это мы не можем: Матерь Божья - не Даная, чтоб к ней в постель подглядывать.
- Высказалась, тем самым облегчив душу, спасибо.

На экскурсии я ни о чем подобном, разумеется, и не заикалась, а просто уточняла детали, задавала вопросы ПОСЛЕ рассказа об очередной достопримечательности, по пути к следующему объекту. И все же случился конфликт с одной экскурсанткой:
- А что это Вы все время допрашиваете экскурсовода, словно это Ваш частный гид? Наймите себе личного и задавайте свои вопросы. Может, мы тоже чего спросить хотим.
- Все-все, молчу. Спрашивайте, пожалуйста.
- А нам сейчас не хочется. Все и так понятно!

…На пол, господа, на пол. Лучше - на пол. Всегда смотрите вниз. Есть надежда углядеть там мозаику или еще какую древность, а наверху – тока новострой. Вообще скоромнее надо быть – археология именно этому учит. В Назаретском храме тоже. Как св. Клара со св. Франциском.



…»Река Иордан - место крещения Иисуса». Ну… это не совсем уж то самое место, но река – та же, тут не поспоришь, хоть и не войдешь дважды (некоторые думают, что и один не войдешь – но, по-моему, это уже перебор).
В Ярдените наша группа разделилась: несмотря на запретительные таблички «не есть, не пить, не плавать, не рыбачить», одни радостно плескались и ныряли, другие перекрещивались для верности, - а я пошла кормить бутербродом сомов, за информацию о наличии которых в этом месте весьма благодарна неизвестному юзеру ЖЖ (потеряла линк, пардон).



В Кане Галилейской не забудьте посмотреть не только вокруг, а сами уже знаете куда - на напольную мозаику. А если вам в этот момент не хочется думать о смысле жизни, и особенно – ее скоротечности, то на павлинов по дороге.



По пути в Табху - церковь умножения хлебов и рыб, вас завозят в общепит, дабы отведать рыбу Святого Петра (только чай или кофе там не пейте, не расстраивайте себя), - нет, она, естественно, свеженькая и больше нигде не водится, но… (Но наши финские окуньки лучше!)



В Табхе тоже на пол посмотрите обязательно. И вообще надо быть ближе к земле – ведь если что и остается от древности людской, то… не на небе же. И на рыбов в бассейне – в нем отражаются стены церкви и пробуждают неясные ассоциации…



Гору(ы) Нагорной проповеди вам покажут из окна автобуса... И бананы (в полиэтиленовых пакетах), которые на самом деле – растут как трава, а не на пальмах (на пальмах же которые – финики! …Кошмар, какое разочарование).



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Когда потом, по прошествии месяца-двух вспоминаешь эти две галилейские экскурсии – иудейскую и христианскую, то понимаешь, что смешивать их нельзя, что это оч. правильно организовано устроителями – в один день одна, в другой - другая. И дело даже не в том, что не объять необъятное, а я бы тоже так устроила, – вот щас меня засмеют – всегда немножко боюсь, серьезно, кстати! - чтобы осталось странное ландшафтное ощущение – зримая связь иудаизма с холмами, а христианства с озером. И чтобы одно просвечивало через другое, но не смешивалось, не переставая быть собой, как не может озеро стать холмом, даже если оно находится в горах, а гора - морем…
Но и та, и другая дорога – в сторону от Храма, после Храма, когда он уже невозможен и в то же время есть всегда, а до храма были только пустыня и Египет, древний, ессно… (Но мои размышления о Храме будут немножко обозначены в след. посте, а пока - нам в другую сторонУ).

Оч. странное ощущение, когда едешь по Галилее: дорога – нейтральна, она ведет и ведет себе, и без экскурсовода не всегда обратишь внимание на множество интересных вещей, имеющих отношение к теме экскурсии про религию, а кругом - зелень да вода в дымке…
==========

Разумеется, можно написать и трилогию с заключительной работой - «Подводные камни христианства как вершины иудаизма» (или наоборот). И пикчи пихать в порядке, соответствующем религиозной ориентации пишущего. Эх, почему я не (профессиональный) религовед?.. Ведь так трогательно это атрибутивное человеческое стремление потрогать Бога руками: вроде бы совсем абстрагировался, а ручки шаловливые эдак несолидно - цап-царап…

И какая же прелесть наблюдать, как тысячелетиями лавры императрицы-археолога Елены роду человеческому покоя не дают… То какой Рон Уайет уродится, который вам раскопаааает – все, что надо и даже куда больше, чем вы мечтали. То послышатся призывы-наказы возмущенной общественности отрывать то, что библейское, а не невесть что и не все, что попадается (лишнее надо обратно закапывать, придурки, - только тихонько-тихонько, все вас учить), то дьявол им явится, то Дева Мария, то рай на земле построить захотят, прости Господи,- эх, мать моя женщина, отец мой мужчина…

…Храмы, синагоги, мечети, религиозные люди… И во всем этом я не нашла духа благочестия как в целом. Но он, конечно, в Израиле есть – в величии пейзажа, в осколке мозаики, в полустершейся фреске, в беззащитной улыбке растерявшегося от вопроса туриста местного жителя…

Или в такой вот случайной фотографической группке:




ЗЫ.
Проникшись постом, вы меня бибизательно спросите: если иудаизм – земля, а христианство – вода, то - что же тогда огонь и воздух? Ребята, ну что за… нахлебничество, в самом деле?!.
Если уж придумывать мифологию, то - вместе…

Рейтинг блогов
olha-links.livejournal.com/7010.html ВСЕ МОИ ПОСТЫ ПРО ИЗРАИЛЬ

promo olhanninen june 25, 2017 17:33 37
Buy for 10 tokens
Первый раз вижу фотографию скульптуры с заштрихованным бюстом. Сразу возникло множество вопросов относительно использования изображения живого человека. А ограничивает ли сейчас закон использование фотографии и шире - образа - человека? Можно ли с изображением другого делать все, что угодно? Чем…

Мифологии, правда, не местные: междуреченские да египетские. Но сборка еврейская. :)

И не говорите, кругом обман... Но апгрейт тоже отрицать низя, ну согласитесь, а?

Спа-си-бо!

Какая же Вы умница, Ольга!
Удивительно интересный пост. Впрочем, у Вас других и не бывает. Но этот особенный.
Читала и ловила себя на том, что во многих местах согласно киваю головой. Нет, в Израиле я не была, да и вряд ли буду. Поэтому мое кивание относилась не к описанию Ваших экскурсий. Они художественно информативны,как и фотографии.
А относилось оно к высказанным Вами мыслям, которые мне были интересны и близки.
Особенно абзацы с ключевыми фразами При чем здесь христианство?
и И во всем этом я не нашла духа благочестия как в целом.
Повторяю, в Израиле не была, но и в России у меня возникают подобные мысли после некоторых наблюдений и размышлений.



Re: Спа-си-бо!

Вам спасибо огромное, что прочитали.

А мысли... что ж ... это мысли умеренных людей, не фанатиков, не изобретателей и не первопроходцев. Попытка сохранить существующее равновесие хотя бы как душевное, ужас при виде того, как и чем оно нарушается.
Другое дело, что и инновации, задуманные фанатиками - как радетелями сверх-нового, так и супер-старого, тоже в реальности принимают формы, которых они не хотели.
Но нам от этого не легче.

Спасибо за интереснейший рассказ!:)

Спасибо!
Чудесный отчёт!
Даже захотелось засобираться в дальний путь!

Спасибо!
И я сейчас собираюсь (морально) в Австралию с Новой Зеландией... пытаюсь все по интернету заказывать сама.

(Удалённый комментарий)

Может, разделять светскую и церковную живопись

=Авторы сами решают, кто у них еврей :)=
А то и Дьявола с Богом поменяем и не заметим. Одно дело - для прикола, а другое - по привычке менять, не придавая значения процессу и его элементам.

Спасибо за интересный рассказ.)

На правах туземца


Археологический парк в Кацрине не такая уж и достопримечательность, не расстраивайтесь
Минные поля вовсе не покрывают все Голаны, так что возле того же Кацрина "ходит в лес человек безбоязненно"

Re: На правах туземца

Но любой археологический парк всяко лучше сувенирного магазина... Впрочем, это для меня, да и могу себе чисто теоретически представить и обратную ситуацию. Кроме того, понимаю, что если б не остановки на заправках и визиты в сувенирные магазины, то экскурсии были бы, наверное, дороже. В Исландии подобные за сто евро. Хотя не знаю вопроса - может, и иная здесь система да зависимость.

А я и не писала, что все Голаны минные поля покрывают, слава Богу. Но при взгляде на те, которые покрывают некоторую часть, у меня лично возникает мизантропия и... мне бы хотелось, чтоб на них подорвались те, кто это устроил, хотя я и понимаю, что сие есть пустые и нелогичные мечтания. Но все же...

Спасибо за рассказ. Хотя и не раз бывала в этих местах, всегда интересно прочесть об ином взгляде. жаль, что Вам не удалось побывать на месте Нагорной проповеди - совершенно мистическое место: и голос звучит иначе, и разносится далеко. Ну, в следующий раз. :)

Главное, что САМ сюжет случился в Израиле

Рада, что прочитали. Знаете, есть множество "претендентов" на место Нагорной проповеди, и вообще претендентов на все, связанное с евангельскими сюжетами. Мне кажется, что мы никогда не докажем, что это событие произошло здесь, а не вооон там. Хотя размышлять на эту тему интересно, источники и их осмысление читать.

Но... Тут, похоже, как в кино. Снял Пазолини мой любимый фильм (а я их почти все посмотрела по теме, скажем так, даже русскую версию "М и М"), снал не в Израиле, но, подразумевая, что в нем. И фильм мне этот ближе, чем попытки "аутентичной" реконструкции (типа гибсоновской, например).

Я вполне допускаю, что из всего, что дошло до нашего времени, разве что камни Стены Плача могли быть свидетелями или фундаменты. Но вполне могу себе представить, судя по пейзажу. Который, конечно, тоже изменился, но что-то в очертаниях гор, ветерке, песке, камнях... Важно, что это было здесь. И не только христианское событие, но и задолго до...

Поэтому я к местам уж так не привязывалась. К тому же оч. боюсь одной вещи - чисто личной - меня не "пробивает" впрямую, на месте. Иногда вот сбоку, краешком - да, тогда оч. сильно порой чувствую что-то из прошлого, важного.

Ох, не знаю, удалось ли объяснить. Но если я себя буду жетко привязывать к строению, месту, то ничего кроме разочарования не почувствую...

Спасибо. Очень интересно. А заключитеьная фотография - слов нет!

Спасибо!
Да, люди такие всегда красивые, когда задумываются. Даже когда смотришь на них сзади.

чудесно написано... И как интересно посмотреть на все через призму вашего восприятия.

Спасибо!
Ну... я еще приеду. У меня даже цель сформировалась: набатейская культура. Что-то она мне напоминает современное... близкое, родное...
Вот уж навоспринимаю тогда вдосталь.
(А, кстати, я успела полюбить пустыню. И не какую-нибудь не совсем пустынную, а Негев, - тоже расскажу. Гм... но, конечно, весной. Все-таки я тоже эта... северо-европейка).

Оля, как всегда -- очень интересно в первую очередь для нас, израильтян. какой-то у вас очень внимательный получился взгляд.
PS-А мы все ж таки собрались: http://isramir.livejournal.com/43837.html
Финляндия осталась неохваченной -- это значит что? что в следующий раз -- только Суоми!

Про Стокгольм и опен-туровский автобус

Спасибо.
А взгляд внимательный - так я ж зануда и жадина, вот и самореализуюсь. Жалко куда-нибудь ехать не подумавши, не изучивши и на месте не доставши до печенок местных жителей.

К нам - оч.-оч. ждем. У сеня лодка моторная уже есть, осваиваю, так что будет не только автомобильная, но и водная экскурсия. В плане моего мотрного вождения... натренируюсь - супруг не теряет надежды, хотя иногда разводит руками: "А как же медведи? На велосипеде?" Но Вы не бойтесь - на каждого полагается спасательный жилет - у нас с этим строго, водная полиция штрафует.

Кстати, о штрафах - во всей Европе в автомобиле нужно обязательно пристегиваться даже на заднем сиденье, штрафы все время повышают - в прошлом году было 100 евро, а сейчас - не знаю.

Насчет Вашей нынешней поездки ничего посоветовать не могу - кроме Стокгольма нигде из поименованного не была, потому что рядом, еще успею (надеюсь) да и мама хочет поехать в Норвегию, может, ее в след. году свожу.

Мы с мамой ездили в Стокгольм из Хельсинки на пароходе, я даже книжку ей про нашу поездку подарила - http://olhanninen.livejournal.com/52822.html

Но сама поездка - ничего особенного, кажется, я даже в жж не писала ни о чем, кроме этой книжковой идеи - в Стокгольме было всего 6 часов (в 10 пароход приходит в 16.30 отплывает), поэтому мы объехали весь город на автобусе Опен-Тур (типа парижского, только полтора часа, кажется, весь маршрут). Удобно тем, что экскурсия в записи и в наушниках - можно по-английски и по-русски слушать, а также выходить на любой остановке, а потом садиться в следующий их автобус и ехать дальше. Или проехать весь маршрут, не выходя.
Остановки этого автобуса почти у всех достопримечательностей. Мы сели у вокзала (от парохода привозят к вокзалу почему-то).

Далее - нашли улочку шириной в 60 см, в старом городе Гамла Стан и рядом с ней покушали в ресторанчике на улице (там все рядом). Обошли вокруг королевский дворец,посмотрели парад, который почему-то пел "Яблочко" (а-а-а, это про к чему приводит политкорректность и мультикультурность, - тока щас дошло, пардон), посетили кафедральный собор 13 века Сторкукирка, еще погуляли и пошли домой. Всю дорогу я удерживала маму от шопинга, поэтому нервничала - а то мы бы совсем не погуляли, а кроме магазинов ничего не увидели.

Таким же макаром мы ездили с Тимочкой, его детьми и нашими общими друзьями. Еще три раза до поездки с мамой. Детям было скучно, они хотели на кормабль играть с другими детьми, а с друзьями - получилось как всегда - шоппинг для девочек и пиво для мальчиков... И дансинг на пароходе. Ох... чтобы получить от этого дансинга удовольствие нужно слишком много выпить, а у меня здоровье слабое. С другой стороны жалко - поехали же... зачем-то...

Если б я поехала одна, я бы все иначе распланировала. Дня три там можно походить плотненько.


Ох, как же вы правы, что начинать надо с севера израильского!
Когда-то, много лет назад, ездили с коренными израильтянами в Эйлат. Негев за несколько часов ужасно утомил своей монотонностью, а они говорили, что на этот пейзаж можно смотреть бесконечно.
Вот теперь-то я их очень понимаю, когда прожила в Израиле 17 лет и по Негеву ездила несчетное количество раз.
Два года назад возила по Израилю своих друзей из Литвы и, уже как истинная израильтянка, расстроилась, когда заметила, что в пустыне они как-то быстро сникли и приуныли. Этим пейзажем северным людям трудно сразу проникнуться.
Так что жду дальнейших описаний /впечатлений "северного человека" от Негева .

Вот это приятие-неприятие так сложно...

Вот-вот - северные европейцы пугаются! Причем не шутят, а серьезно - и где-то на подсознательном уровне. И интерес может быть, и приязнь, а - не принимают. Честно говоря, я этим феноменом всерьез не занималась, а только в этом посте написала, что увидела, услышала - да и что тут скрывать - сама почувствовала, хоть и частично - не неприятие, а какой-то метафизический страх, что ли. Хоть и полюбила пустыню, это чистая правда и от всей души, но с опаской и уважением. И весной. Уж больно она древняя, как-то современному поверхностному человеку и странно об этом думать, будить в себе какие-то архаические чувства... И при всем при том - когда гид читал из Даниила Паломника (одного из первых русских и который записал)... э-э-э, что-то близкое повеяло... Я его в след посте процитирую - слушайте, там помереть со смеху, какое актуальное отношение, как Даниил взяьку давал и вообще...
НО вот тот же самый Даниил описывает суровость. И да. Даже автобус испугался, когда гид читал - не вру! Мне тетки потом на перекуре жаловались - а нам это надо, а чего он нас запугивает таким занудством. Гиды тоже разные. И - какая жалосьт! - я заболела в этот день и прямо с экскурсии уехала в больницу с приступом астмы, не дослушав экскурсию - вот уж о чем жалею безумно...

===

Ведь я уверена, многие из Израиля уехали не только за хорошей жизнью, а потому что не прижились и климатически, и ландшафтно, или по здоровью. А другие приезжают - и чуть не кричат "мое-мое" и со слезами уезжают, если приходится.

Третьи привыкают медленно, но, привыкнув, уже не мыслят себе иной жизни. Четвертые всю жизнь мучаются... И это я про евреев говорю, которые с младых ногтей знают, что такое земля обетованная и чем она для них является. Даже если и нерелигиозные и не сионисты, и даже елси родители с юмором или скепсисом.

===

А если люди приехали, чтоб жизнь изменить в лучшую сторону - и в чужую страну... И все же идет сложно на первых порах особенно.
Моя подруга-психолог (!) даже говорить о первых годах жизни в Австралии не хочет, так было тяжело привыкать, да еще и всякие разные проблемы со здоровьем, с дочкой. как бы все разом навалилось... Но сейчас все в кайф - Австралию любит, работает по специальности (она не подтверждала диплом - это только так называется, а нужно заново 4 года учиться), статус государственного служащего - там это имеет значение (у нас тоже) - и льготы, и зарплата, и машину раз в три года меняют, а пользоваться ей можно в личных целях тоже, а не только на работу ездить. Но это - через 8 лет...

Вас невероятно приятно читать.

Израильская мозаика

Я не буду выражать здесь восхищение всем написанным по двум причинам. Во-первых, уже многие это восхищение выразили (впрочем, этого, как и денег, никогда слишком не бывает), во-вторых, Вы и сами знаете, что написано здорово и читать интересно!
Про интересный взгляд со стороны здесь уже тоже писали.
Но именно это, взгляд со стороны, я и хотел бы показать более широкой публике. Вы знаете, что у меня есть сайт, посвященный туризму в Израиле. Не уверен, что Вы обратили внимание на рубрику "Израильская мозаика" (http://www.travellerstar.com/mosaic/index_3.htm). Вот я и предлагаю Ваши материалы, посвященные Израилю, опубликовать в этом разделе. Я обещаю сохранить все Ваши ссылки (как, напрмер, эту "в рассказе про Париж". Не могу обещать, что все Ваши фотографии поставлю. По согласованию с Вами оставим только часть. Не исключено, что (безусловно - тоже по согласованию с Вами) кое-где чуть изменится текст. Причина одна: Ваш текст рассчитан на ЖЖ-шную аудиторию, и потому некоторые слова и выражения широкая неЖЖшная публика не поймет. Я хотел бы опубликовать все, начиная с "Израиль для безлошадных..." и кончая еще не написанным.
С нетерпением жду Вашего ответа.
Маленькое примечание. Я не обещаю, что даже после получения Вашего согласия, если таковое будет, уже на след. день Ваши очерки появятся в "мозаике". Я постоянно занят срочными делами по сайту. Вот сейчас, например, закончу это письмо и немедленно приступаю к загрузке расписания на след. м-ц. Но постепенно я все поставлю у себя.
И последнее. Обычно я подготавливаю страницу, выставляю ее в инете так5, что видим ее только я и автор, и только после его согласия даю на эту страницу ссылку для всех

Re: Израильская мозаика

Спасибо большое! Оч. обрадовалась Вашей оценке.
Конечно, берите все, что душе угодно. Приятно думать, что мои воспоминания кому-то пригодятся.

Ставьте на сайт, когда будет свободная минутка - это ж не первостепенное дело.

Мне осталось еще написать про Иерусалим трех религий, Иерусалим подземный и Монастыри вокруг Иерусалима. Про уже свободные дни - праздник мыльных пузырей в Тель-Авиве и визит к друзьям в Беер-Шеву (и пустыню Негев).

Прочитал написанное мною, увидел несколько погрешностей, опечаток... При постановке на сайт я более внимателен и стараюсь таких вещей не допускать

Редактируйте, конечно:

как считаете нужным, - я же не умею.
А неточности мне самой не увидеть, к тому же человеческая память - штука ненадежная, кто спорит - специалисту видней.