olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

6. Израиль… Иерусалим вокруг отсутствия Храма - трех религий. День 7


Посетить Иерусалим – это оч. странно, потому что это означает по большому счету – побывать там, где был Храм. И где теперь его уже почти что две тыщи лет нет – и нельзя даже камушек потрогать, поскольку видимый остаток - Стена плача - лишь ограда, граница. Но можно - прикоснуться к отсутствию. Чего-то большого. Что должно быть, а – нету.

Также это означает, что и каждую виденную ранее и увиденную после церковь, синагогу, костел, кирку, мечеть и т.п. культовое строение н.э. ты тем или иным боком проассоциируешь с Храмом. Которого в буквальном смысле не видел. А это - весьма загогулистый ход мыслей и чувств: ведь ты соотносишь вещи и сам соотносишься с тем, что при своем физическом существовании для огромной части человечества не имело того мирового и надмирного значения, которое возникло спустя длительное время после того, как это нечто физически исчезло…

Т.е. видеть ты Храм не видел, но присутствие его ощущал и будешь ощущать дальше. О как! И для этого даже не обязательно приезжать в Иерусалим, а - достаточно хорошенько подумать. Но лучше все-таки собрать себя по частям и лично прочувствовать всем телом на месте.
Короче, мне кажется, что если б в Иерусалиме НЕ ехала крыша, то было б оч. странно.
=====


…Что такое Храм? Ни в коей мере не беру на себя… смелость, нет, лучше сказать, что не буду глупить и рассуждать с какой-либо социальной, национальной или религиозной т.зр...
Но почему бы не посмотреть на него чисто с бытовой? Это я вполне могу себе позволить – уж чего-чего, а быта я не чужда: оч. люблю его и понимаю (если правильно организованный, конечно, т.е. не достоевщина).

Так вот: Храм – это НЕЧТО уникальное, с чем в быту обычный человек не сталкивался. Он пас скот, возделывал поля, растил детей – и вокруг видел такие обычные вещи и строения - близкие и понятные. Для практических нужд. Даже культовые, но - свои.
А в праздники он приходил в некое, абсолютно отличное от нормальных условий существования, место. В Храм.

Причем жители Иерусалима, хоть и гордились тем, что живут рядом с Храмом, ощущали себя в частности и поэтому особенными, отличными от всех прочих, но, тем не менее – чувства этих прочих разделяли. Они ведь тоже прекрасно знали, что вокруг поля, леса и пустыни, а ничего подобного Храму нигде больше нет. (Похожие чувства испытывает, например, петербуржец по поводу Эрмитажа или любой другой житель старой столицы, пусть он и был в главной местной достопримечательности всего один раз со школьной экскурсией).

А, во-вторых, и столичная жизнь обывателей обтекала Храм, не сводилась к нему и не была им – что такое быть служителем Храма, в массе своей они не знали. А те, кто знали, не могли объяснить, что это значит – в быту. (Даже если бы захотели. Они же этого вовсе не жаждали - по разным причинам, - книжники и фарисеи, билин, исплатиторы и кровопивцы, зажавшие истину)…

И еще один момент весьма важен: он отличает нас, сегодняшних, от людей предыдущих эпох, у которых не было иллюзии СМИ (т.е. то, к чему СМИ прикасаются, сразу приобретает иллюзорный характер). Они не «знали», какую зарплату получает директор Эрмитажа и не догадывались о размере взяток, которые он берет (или не берет, - ну, и дурак тогда); о хищениях, которые происходят в уникальном месте; о том, кто из элиты в нем справляет свои нужды, пардон, семейные торжества.
Да, о служителях Храма и их делах бытовали легенды, ходили сплетни, люди строили по их поводу догадки – но недостоверность подобной информации была очевидна даже глупцу. Люди жили себе и знали, что как именно живут их материальные и духовные властители, они не узнают никогда. И… вообще много чего не узнают. Тоже никогда. И не только они, но и их потомки.

С другой стороны, в истинности библейских историй и в действенности молитвы и правильного образа жизни тоже никто не сомневался, в отличие от нас с вами, живущих в не-тоталитарном обществе. Молиться только нужно было правильно… И жить – тоже.

Не открою Америки, если скажу, что не-тоталитарные общества стали в принципе возможным именно благодаря этим созданным СМИ иллюзиям личных вездесучности и всезнания. Все остальные общности, кроме нынешних, сознательно отказывающихся от владычества СМИ, были в этом смысле тоталитарны по необходимости, т.е. по невозможности не-тоталитарности.
Кстати, вот поэтому массовой веры в Бога в не-тоталитарном государстве быть не может. Вместо нее имеет место мозаика групповых модификаций веры во что-то, что не здесь. И иллюзия того, что здесь-то уж все давно известно, и что не открыто – откроется со временем, а что сейчас есть ложь – предстанет в истинном свете. Такой вот у нас пронизанный воссиявшими истинами мир, да. Без Божественного присутствия где-либо. В массе.
(Поэтому о том, что часть нынешних обществ не-тоталитарна можно говорить только с весомо-грубо-зримой долей условности: тоталитаризм-то СМЕй куда спрячешь? Даже, если и не хочешь найти ответ на тот или иной вопрос, куда ж ты, Пятачок, денешься?)

…До появления СМИ быт был более сгущенным, определенным, материальным и структурированным – более конкретным, что ли. Не менее конкретным, чем Храм, но – совершенно иным. И кончался быт на пороге Храма.
Вернее, по определению должен был бы кончаться. И люди оч. старались, чтобы это случилось, т.е. стремились к коллективному действию и, одновременно, личному событию за счет сосредоточения (ну да… накручивали себя, можно и так сказать, можно и с большевистской или нацистской демонстрацией сравнить; только в данном случае – зачем?). И – регулярное праздничное ЧУДО вхождения в Храм возникало.
Если же нет, не чувствовали чуда, то считали себя недостойными, виноватыми, грешными. ЛИЧНО себя, а не кого-то другого в этом не-приобщении винили (если, конечно, кто-то специально их не отвлекал ради каких-то корыстных целей или от балды).

…Ранее все пыталась сформулировать наше, заеденное средой, отличие от неСМИшных предков в бытовом и телесном плане, но не вообще – по сложности быта или по количеству усилий для продолжения существования, а - по отношению к артефактам вроде Храма, - вот вроде и сподобилась. Критикуйте, плз, если не совсем глупо показалось, хорошо?

Не знаю только, как назвать Храм совместно с национальным отношением к нему – мифом, мечтой, парадигмой, архетипом, Золотым веком, национальной целью или идеей, гм… стержнем ли мировоззрения… Думается, что у каждой нации что-то подобное есть, глубоко запрятанное и слабо верифицируемое, но к чему, тем не менее, проявляется трепетное массовое отношение. У русских это, как мне кажется, земля как собственность, которую низя отнять. У англичан – материк, суша, море, - то, что не остров, но чтобы владеть. У французов – свобода, чтобы всюду. А у евреев вот есть Храм.

Нам, конечно, скажут: эти все идеи народам внушили всякие власти предержащие, чтоб кровь пить и иначе обманывать. Да уж, не самозародилось столь абстрактное подобное, понятно: запрещали, например, жертвы на местах приносить или популярно объясняли, что все нужное для полного кайфу – в земле, свободе или за морем. Капали, капали на мозг веками, а потом – показывали фокус-покус: радостно находили в народном самосознании нацидею и всем вокруг гордо предъявляли.
Ну… не всегда радостно и гордо, - возразим мы оппонентам: - времена-то и цели менялись, а она, – чудесным образом, - живее всех живых. Прижилось все-таки, вот ведь как: власти всяко-разно приходили и уходили, а национальная идея – оставалась.
И если властям эту идею удавалось актуализировать, то было им и народам счастье, а если нет – все выглядели по-дурацки в этой непрезентабельной всемирной истории. А, значит…

…значит это, что, если б я была не гуляка праздный, враг труда, а серьезный человек, то написала б книжку «Храмовое сознание евреев» (ТМ - нету в гугле ничего под таким названием, а потому забила название и жду платежей от исследователей, если они не совсем голодные).
И начала бы я ее так:
«А у кого еще?
Нет, Вы сначала скажите, у кого еще был Храм?
Вот и молчите тогда…»

…Но додумывала все это я уже с приступом астмы в иерусалимской больнице, к сожалению, пропустив, к еще большему сожалению, большую часть экскурсии:

02.04. 08, среда. Иерусалим трех религий.

За окном был погожий день, яркое солнце, которое почему-то совсем не закрывали низко несущиеся с бешенной скоростью черные тучи.
А как только автобус тронулся из Тель-Авива, экскурсовод Алексей начал нам рассказывать о том, что вот мы едем, как баре с кондиционером, а в стародавние времена паломники шли пешком, дабы прочувствовать сам путь, и даже лошадями многие не пользовались. Смотрите-ка, они тоже пытались вжиться, телесно проникнуть в ту атмосферу в которой происходили исторические, а для них прежде всего религиозные события. И к вящему моему наслаждению гид начал цитировать из мемуаров Даниила-паломника и не тот отрывочек про подношение служителю, дабы отковырять кусочек от Гроба Господня, который в прошлом посте цитировала, а - именно про сам паломнический труд в сложных походных и погодных условиях. И звучали почти что тысячелетней давности слова Даниила в устах талантливого экскурсовода весьма убедительно и… в высшей степени уместно: готовили к сложности восприятия.

- Зачем он нас пугает? Вот зачем? – во время остановки на кофе-сигарету в уже набившем оскомину баре им. Э. Пресли, который неминуем для всех экскурсий в том направлении, обратилась ко мне одна милая дама с испуганно жавшейся к ней дочерью-подростком.
- Чем именно? – как-то растерялась я.
- Ну, как же: читает всякие ужасы, когда такая хорошая погода, замечательное настроение, мы на отдыхе, в отпуске, с детьми, а он - все портит!
- Возможно, экскурсовод пытается настроить группу на серьезный лад: ведь тема экскурсии - «Иерусалим трех религий», а религия - вообще дело непростое, к тому же, разве вам не интересно узнать, как именно верили ваши предки, ну, что они делали как религиозные люди…
- Хм, можно и не нагнетая страсти рассказывать…
Мне было тяжело дышать, невозможно затянуться сигаретой, кофе в такой ситуевине отпадал однозначно, и я извинилась за то, что не могу продолжать беседу.

Рассказала я этот эпизод не для того, чтобы продемонстрировать атрибутивно присущую мне белость, пушистость и серьезность, от которых, конечно же, никуда не денешься, чай не акциденция, но дабы сказать о тривиальном другом: экскурсий, которые бы понравились всем экскурсантам, не бывает – это невозможно даже в теории, несмотря на то, что туристы - люди взрослые, вменяемые и осознающие, на какую именно экскурсию они записались.
Бывают ли плохие экскурсии? Чисто теоретически, это – экскурсии с совсем уж некомпетентным гидом, но я таких не встречала и думаю, что подобный субъект в турбизнесе не удержится, хотя всякое может быть.
Зачем лично я ехала на эту экскурсию, пару дней тому назад побывав в Иерусалиме самостоятельно? Вкратце: чтобы меня ткнули носом в то, что обязательно надо увидеть. А до этого сама по себе я специально ходила по нетуристическим местам, чтобы прочувствовать атмосферу города. Туристическое время не бесконечно, поэтому, думается, нужно заранее продумать, что и под каким соусом тебе в поездке хочется посмотреть. Например, в эту экскурсию входят основные христианские, мусульманские и иудейские святыни. Вот их пикчи:

1. ХРАМ ГРОБА ГОСПОДНЯ



На этой экскурсии от Яффских ворот Вас ведут к Храму Господню, рассказывая про императрицу-археолога Елену с тремя крестами и прочими аретфактами, а по дороге предварительно заводят в близлежащий сувенирный магазин (ничего не поделаешь – элемент бизнеса).
И вот тут я бы хотела поделиться своим ноу-хау. Размышляя, что привезти многочисленным родственникам и друзьям, при этом не сильно разорившись, я придумала накупить 30-40 ЧЁТОК и магнитиков на холодильник. Затем – освятить чётки (не перепутайте с магнитиками!) на Камне Помазания, при сем сфотографировав, дабы априори исключить сомнения – а то друзья, они тоже разные бывают, сами знаете, у некоторых – такооой характер...
А по возвращении – раздарить! И все счастливы – потому что нынче в подавляющем большинстве стали религиозные, а если и не совсем, то – на подходе.



Между прочим, недавно одна моя знакомая, получив подобный подарок и впрямь крестилась: говорит, ее процесс медитации с моими четками подвиг, или это она приятное мне сказать пожелала, - вот уж не знаю… Так что у меня теперь восемь с половиной крестных детей (историю с четками совсем-то уж полной считать низя, я ж с понятием).

ЗдОрово, правда?! Не подарок, а конфетка, т.е. настоящая христианская семейная реликвия – чётки, с любовью освященные в Иерусалиме в 2008 году рабой Божьей Ольгой!

Чтобы при том при всем еще и гордиться своей хитропопой экономностью, развлекитесь между делом: посмотрите на цены в туристическом магазине, куда вас завел гид-Сусанин, выясните, сколько времени у вас на то, на се (примерно минут 40-час), и быстренько бочком-бочком за угол в переулочек: там лавок до фига великого. Заходите в ту, где хозяин показался наиболее симпатичным да добродушным, делаете возмущенные круглые глаза (китайцев тоже касается, у них даже трогательнее получится, везет же людям) и с придыханием - продавцу:

- Здравствуйте, любезный! Представляете, какой ужас надувательский?! Вот мы туристы из (название страны), нас тут за людей не считают, а сплошная экономическая дискриминация, кругом обманывают, неполиткорректно за дураков держат: затащили в магазин, а там чётки по столько-то (внимание: называйте цену, которая у дяденьки, кстати, она – и так меньше магазинной). Это возмутительно! Уверена, у ВАС, в Вашей такой милой лавочке, где все по-честному – гораздо дешевле. А поэтому я решила купить оптом – целых 30 штук! На чем сойдемся?!.

Гарантирую: кУпите раза в два-три дешевле, чем где бы то ни было.
Вот – делюсь, цените…

...Храм Гроба Господня – явление весьма интересное, и столь многогранное, что о нем, предварительно почитав да послушав, думать и думать - хорошенько там все осмотрите поэтому. И сфотографируйте. Только по-деликатнее, вероятно, надо, но что я вас учу – не маленькие: не смогла я делать пикчи вползающих в него на коленях, как-то мне оно неприятно даже видеть такое, вот и фотографировала толпы туристов да служителей. И интерьер.

Очередь к Гробу Господню мне б было не выстоять и в здоровом состоянии, а уж в больном – и подавно. Засылать же батюшке десяточку, чтоб без очереди пролезть, не хотелось: господа, это ж не совсем, чтобы музей, вы же понимаете... Своими глазами увидела, что Голгофы больше нет, и – слава Богу. Т.е. мне бы оч. хотелось, чтобы она была, чтобы на нее подняться и посмотреть окрест, постоять, подумать. В одиночестве. Но, увы…
Нет, я все понимаю: намоленные места пустыми не бывают – не забей императрица Елена храмовое пространство, не отстаивали б его веками христиане всеми возможными и невозможными способами, то - оккупировал бы кто другой, а хуже всего – иноверец. Так что по большому счету экзистенциальных претензий к ней и к ним быть не может даже и у людей мечтательных, скорее всего – особенно у них: уж они-то себе голгофу найдут, ой, не упустят возможности….

И все же не отпускало ощущение, что мне морально и физически не хватает воздуху под крышей дома сего, к тому же всерьез начался приступ астмы, и даже медленно подниматься по иерусалимским улочкам мне стало тяжко до невыносимости. Поэтому я попросила гида подсказать мне адрес ближайшей больницы, куда, извинившись и попрощавшись, уехала на такси.

Всё пучком – не волнуйтесь: в больнице мне так удачно купировали приступ, что на следующий день я уже огурцом шастала с другой экскурсией по подземному Иерусалиму, слава Богу, и врачам спасибо!
Но фотографировать мне в больнице запретили, даже охранницы фотоаппарат отобрали, ну и правильно: я бы тоже протестовала, если б меня в растрепанных чувствах кто ни попадя увековечивал. Но потом отдали, т.к. мне пришлось на ночь с трубочкой в носу задержаться, но – под честное слово, что я камеру - ни сном, ни духом. Поэтому вам придется мне тоже поверить, что больница как больница, во всех нормальных странах они ничего особенного: лежишь себе на чистых простынях, дуба даешь, а все о тебе заботятся, и даже иногда помогают.

…Конечно, жалко, что не удалось дослушать рассказ гида-Алексея, уверена, что меня бы он заинтересовал, но саму экскурсию я, тем не менее, визуально добрала по кусочкам: двумя днями раньше видела Аль-Аксу с черным куполом, Золотой купол и Стену плача. А на следующий день уже к Стене плача подошла непосредственно. Поэтому выкладываю эти фотографии именно в этом посте, - чтобы читатели имели представление о содержании экскурсии.


2. АЛЬ-АКСА И КУПОЛ СКАЛЫ (и по пути - армянский квартал).

В принципе этих фотографий мне вполне достаточно: внутрь мусульманских святынь иноверцев не пускают все равно, а, когда сама бродила, гляньте, как интересно я к ним вышла: через рынок имени «не счесть алмазов в каменных пещерах». Ну да, на прилавках мишура и золото самоварное, но на расстоянии или на фотографии блестят как самые настоящие алладиновы сокровища!




Эх, какие ковры выбрасывают израильтяне, а еще жалуются всяко-разно! Впрочем, я такие издержки социзма тоже на помойку снесла.

А только я за ворота рынка, пощелкивая камерой, ломанулась, как израильский охранник с автоматом хвать меня за шкирятник, - и давай мы с ним взаимно извиняться:
- Ой, простите, дяденька, я ж и не знала, что даже в сад-огород к мусульманам на территорию заходить нельзя, думала - только в само культовое здание не положено…
- Ой, простите, тетенька, что я Вас за шиворот прихватил, когда Вы уже типа одной ногой в их земле, - вот бы Вам из-за меня, растяпы невнимательного, щас досталось, мама не горюй…



…Некоторые фотографии сделаны, когда я заблудилась на крышах Иерусалима – загадка природы туризма, как я туда залезла…
И обратите внимание, что мусульмане тоже все перепутали с куполами и содержимым: под золотым находится черный камень, с которого Мухаммед вознесся на коне за Кораном, а под черным – где он молился до того, как.



Вот еще совсем маленький кусочек армянского квартала, но я там в свой первый иерусалимский день даже меньше часу погуляла, уже замерзшая и оголодавшая, так что – в следующий раз основательнее изучу. В настольный теннис, может, пустят меня сразиться… и - сюрприз, сюрприз… тока вы армянам не говорите, что я всех знакомых финнов обыгрываю…




3. СТЕНА ПЛАЧА (и другие раскопки периода первого и второго Храма).

Вот фотографии сверху, во время какого-то праздника (спрашивать – спрашивала, но никто толком не объяснил, что за холидей):



А на следующий день там - вроде бар-мицва, на мужской части, за заборчиком: родственные тетеньки и стоят на стульчиках, подглядывают-переживают, некоторые даже слезы радости утирали, да. Хотя, возможно, я и ошиблась, и это что-то другое: спрашивать-то было неудобно. А вы как думаете, израильтяне, ау, - что это за сосуд они там по кругу носят?




Ну и я тоже заглянула сфотографировать, любопытно же, и можно – раз другие-то смотрят.
Но так и не поняла, зачем там сбоку на последней фотографии молодой человек себе руку ремешочком заматывает. Зачем это, а?

И вот еще что забавно: смотрите-ка женский институт по изучению торы, т.е. и тут кругом сплошное равноправие. Интересно, а туда только иудеек принимают или вне зависимости от вероисповедания?
Чисто бескорыстно, кстати, интересуюсь - учиться у меня поезд давно ушел, тем более, что уже и так есть приличная интеллигентная профессия: философ (произносите правильно и не путайте с «преподавателем марксистско-ленинской философии и обществоведения»!) – ой, ну тут пардон: не смогла не спародировать свою бабулю, которая требовала, чтобы ее называли каллиграф, а не «чертежница».



Кстати, я б за кидание в раскопы бутылками и прочим мусором ну… на первый раз не рубила бы фаланги пальчиков сразу, а ноготь прищемляла бы до черноты-панарицы точно – серьезно, меньше б гадили тогда! И чтоб никто штрафом отделаться не мог, будь он хоть потомок Ротшильда.



ЗЫ.
Показала я вам пикчи, вот и чудненько, а что по поводу иудейского Храма думаю, сказала в начале поста.
Что же касается христианского Храма Гроба Господня – это понятийно совсем другое, о нем я тоже как-нибудь, что надумаю, расскажу. Понимаете, ни в коем случае не кощунствую, но… если главной религиозной святыней христианства является Храм ГРОБА Господня, то имплицитно содержащаяся идея о смерти Бога не может не стать когда-нибудь мейнстримной и не вылиться в конечном итоге в кладбище на Красной площади в Москве)…
Да-да, все верую насчет Воскресенья, но это же сложная идея, не для средних умов: все телесно умирают, а вот чтоб потом воскресли – случается с людьми, мягко говоря, нечасто: бытового массового опыта нет… В «Кредо» же написано верую, вот я и верую, - но по сторонам же при этом не могу не смотреть?!.
Но об этом – потом. Если захотите…

Tags: Иерусалим, Израиль, быт, миф
Subscribe
Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • 55 comments
  • 55 comments

Comments for this post were locked by the author