olhanninen (olhanninen) wrote,
olhanninen
olhanninen

Categories:

Смейссо, паятс: зачем обывателям призрак модернизации оперы?


Постановка оперы Р. Леонкавалло «Паяцы» в Мариинском театре меня настолько расстроила, что я даже через неделю после представления не ленюсь писать о пережитом огорчении.
А вот аплодировать после представления - поленилась…
Еще и потому, что зритель нынче странный пошел: ничтоже сумняшеся, хлопает себе посреди представления хоп что, - конечно, себе, не певцам же, раз не обращает внимания на продолжающую звучать музыку. Но невоспитанность зрителей мне показалась оправданной всей атмосферой спектакля – не с чего бедолагам было миндальничать.

…Исполнялась опера на итальянском языке – что, на мой непросвещенный, ибо являюсь истой сторонницей исполнения на языке оригинала, безусловный плюс, но – увы, единственный. В целом опера была убита костюмами и режиссурой.

1. Директивный бантик

Оперу мне было жалко, а вот певцов, которые согласились участвовать в этом издевательстве – совсем нет. Тем более, что костюмы, казалось, были созданы для того, чтобы подчеркнуть все их физические недостатки, и даже более того – прибавляли им неуклюжести и в целом катастрофически оглупляли постановку. Но подобные одежды, как в фельетоне Ильфа и Петрова, превратили бы в урода любого, а не только полных немолодых оперных певцов.

Он надел брюки, тяжкие москвошвеевские штаны, мрачные, как
канализационные трубы, оранжевые утильтапочки, сшитые из кусочков,
темно-серую, никогда не пачкающуюся рубашку и жесткий душный пиджак. Плечи
пиджака были узкие, а карманы оттопыривались, словно там лежало по кирпичу.
Счастье сияло на лице девушки, когда она обернулась к любимому. Но
любимый исчез бесследно. Перед ней стоял кривоногий прощелыга с плоской
грудью и широкими, немужскими бедрами. На спине у него был небольшой горб.
Стиснутые у подмышек руки бессильно повисли вдоль странного тела. На лице у
него было выражение ужаса. Он увидел любимую.
Она была в готовом платье из какого-то ЗРК. Оно вздувалось на животе.
Поясок был вшит с таким расчетом, чтобы туловище стало как можно длиннее, а
ноги как можно короче. И это удалось.
Платье было того цвета, который дети во время игры в "краски" называют
бурдовым. Это не бордовый цвет. Это не благородный цвет вина бордо. Это
неизвестно какой цвет. Во всяком случае, солнечный спектр такого цвета не
содержит.
На ногах девушки были чулки из вискозы с отделившимися древесными
волокнами и бумажной довязкой, начинающейся ниже колен.
В это лето случилось большое несчастье. Какой-то швейный начальник
спустил на низовку директиву о том, чтобы платья были с бантиками. И вот
между животом и грудью был пришит директивный бантик. Уж лучше бы его не
было. Он сделал из девушки даму, фарсовую тещу, навевал подозренья о разных
физических недостатках, о старости, о невыносимом характере.
"И я мог полюбить такую жабу?" - подумал он.
"И я могла полюбить такого урода?" - подумала она.
(Ильф И., Петров Е. Директивный бантик)

Прошу прощения за столь обширное цитирование, но адекватнее описания не нашла, а сама это короткоюбочно-узкобрючное свитеро- и футболкообразное кощунство я описывать не в состоянии: больно грустно становится.

Декораций, которые могли бы как-то успокоить зрение, кроме товарного вагона посреди сцены, не было. Так что несчастный взгляд снова возвращался к костюмам…

Да, по одежке встречают, а уж оперных певцов – тем более… Как же они пели, когда их голоса не заглушал оркестр?
Не знаю: когда я закрывала глаза, чтобы это услышать, не отвлекаясь на визуальный кошмар, мне хотелось плакать о потерянных деньгах – ведь у меня есть плеер и при таком раскладе я вполне могла послушать эту оперу где угодно.

Собственно, зачем я, не будучи особо продвинутым ценителем оперы и балета, к тому же без слуха и голоса, вообще посещаю Маринку?
Потому что с детства родители приучили, а я привыкла и полюбила так, что даже и не помню, когда именно: хожу туда всю жизнь да получаю от этого удовольствие. И в юности ходила, когда хиппи была, и в молодости, студенткой, и сейчас при малейшей возможности бегу, подхватывая на ходу маму или детей. Внуки подрастут, и их водить стану, - жаль только что на всех крестных сил и времени не хватает, но я буду над этим работать, обещаю.

Естественно, что в юности мне казалось, что надо бы, чтобы и современные опера с балетом где-нибудь существовали, но – в ином помещении, соответствующем. А Маринка, как и филармония – для классики предназначены. Границы, конечно, размытые, но ставить, например, рок-оперу в классическом театре мне и в молодости казалось нонсенсом – зачем смешивать? Ерш, он невкусный, крыша едет, а голова болит: пусть расцветают сто цветов, но каждый в своем горшочке, - а мы, как захочется, придем на них полюбоваться.

Неужели нужно уточнять: я иду не музычку послушать и не на «как люди жили» или «нонче одеваются» поглазеть, а всеми чувствами впитать вполне определенный эстетический комплекс, которому название - Мариинский театр оперы и балета? Если в Эрмитаже зал импрессионистов, то в нем же не повесят Уорхолла, правда? А в сериале «Идиот», который я не смотрела, поскольку люблю читать Достоевского, герои ведь не разговаривают по мобильнику и не бегают в джинсах? Вот именно такую примитивную аутентичность я и имею в виду, ожидаю увидеть…

Короче говоря, заранее знаю, вернее, раньше знала, куда именно, пожелав, приобщиться к искусству 19 века, мне следует идти – в какой театр, зал Эрмитажа или русского музея. После крушения социзма появились места в классических заведениях и возникли культурологические ниши для более современного искусства – полное блаженство выбора для интеллигентного человека: восстание масс рассосалось. И в результате оказалось, что прекрасное высокое вполне доступно тем, кому оно нужно.

Дорого? Так мы ж не каждый день окультуриваемся: любой бедный интеллигент вполне может накопить на билет и позволить себе подобное наслаждение хотя бы раз в год. Гм… хотя бы запомнит получше, оценит повыше, поймет поглубже, если не каждые выходные получится посещать культурные мероприятия…

Постепенно все бы и образовалось совершенно замечательно, если бы… не общемировая тенденция наряжать актеров в современные костюмы, независимо от времени создания произведения и периода, о котором в произведении идет речь, - которая стара, как театр, и ни к какому новаторству отношения не имеет, хотя именно за него ее постоянно выдают. Но последнее время этот маразм крепчает, мне кажется. Все сложнее становится «не попасть», не вляпаться в какую-нибудь пошлую и стилистически неоправданную псевдо-новацию.

И я не понимаю: почему так? Что такого происходит в нашем времени, что оно перестало с почтением относиться к прошлому, почему заведения со вполне сложившейся десятилетиями репутацией хранителей допускают у себя черте что, чему даже название подобрать трудно? А главное – зачем в принципе смешивать прошлое и современность?

Не от незнания же? Уж в наше-то время, когда вполне известно, как в 60-е годы 19 века одевались итальянские крестьяне.

Какую такую вневременность-актуальность оперы «Паяцы» демонстрировали дурно сшитые костюмы 70 годов 20 века? Неужели после Хейзинги нужно объяснять, что никакой вневременности чувств не существует?

Зависят ли чувства и их демонстрация от костюма? Безусловно. А уже от времени как зависят… Любовь, конечно, вечна, но вот временные модификации ее сильно различаются. Пример: было бы странно отрицать, что страсти Ромео и Джульетты весьма отличны от переживаний сегодняшних подростков. Более того, сегодня Ромео невозможен, ибо его светлое чувство с неизбежностью окрашено боязнью тюремного срока за связь с несовершеннолетней, а иначе - он умственно отсталый, не знающий, что творит – и тогда его поведение отличается еще существеннее.

Если хочется новаций, поставить оперу по-своему, то внутри четко определенной условности «крестьяне 19 века» можно столько всего придумать относительно костюмов и декораций – например, в стиле того или иного современного действию импрессиониста. Даже добавить каких-нибудь уместных спецэффектов мне кажется вполне разумным. Но зачем же костюмно осовременивать оперу, т.е. уничтожать произведение искусства? Неужели прелесть традиционности, стильности столь неочевидна сегодня?

Все это пережитое безобразие мне до ужаса напоминает мое детское удивление при виде амурчиков над директорской и артистической ложами, которые в пухлых ручках держали серп и молот и герб СССР. Большей пошлости в жизни не видела! Разве что когда по финскому телевизору показывали дом Брынцалова в стиле вампир, рыдала…

2. Где деньги, Зин?

Ну и напоследок пару слов о том впечатлении, каковое ныне создается от посещения собственно театра: чистенько, но бедненько - линялые дорожки на полу, облупившаяся позолота, зачехленный рояль в кустах, пардон, в фойе; на вопрос о том, что без антракта ли опера, билетерши по доброте душевной рекомендуют посетить отремонтированный туалет, где по центру дамской комнаты висит барабан – отрываешь от него шматок и шествуешь по коридору до свободной кабинки, помахивая белым флагом.

Кого набрали?..

Господа патриоты, я не вторгаюсь к вам на дачу, под дулом обреза не заставляю рыть отхожую яму, но в городах-то должны быть чистые современные туалеты или нет, тем более в Мариинском театре? Что, театралы будут пипифакс по кабинкам коммуниздить?!! Если рояль расчехлить, «мурку» в антрактах бацать?
Простите, сорвалась. Но если процесс осовременивания не пресечь в корне, то… театр загниет с вешалки.

А жаль… Такая была солидная фирма…

По ходу рассуждений подумалось, что пожилым и полным людям вообще идут костюмы конца 19 века, вам не кажется? Даже если они не дамы и джентльмены, а пейзане. Строгие костюмы, длинные платья вместо куцых юбочек, курточек-поддергушек и обтягивающих брючек как-то уместнее смотрятся, декорируют недостатки… Может, нам не современить прошлое, а, наоборот, что-то для себя, причем лично выбирая, свое, родное, близкое из него позаимствовать, развивая индивидуальность, формируя свой вкус?
Никогда не думали, почему когда мы выставляем предков современниками, получается тупо, глупо, необразованно, а когда сами под них косим, то как-то достойнее выглядим, что ли?..
Tags: Санкт-Петербург, музыка, опера, театр, туалет
Subscribe

Buy for 20 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 30 comments